Учёные из Орхусского университета изучили скуку как фактор, вызывающий садистское поведение. Они рассмотрели ранее известные исследования по этой теме, обобщили их – результаты работы подтвердили эту взаимосвязь.
Достаточно большое количество людей проявляет садистское поведение. Речь идёт об оскорблениях, насмешках над другими людьми, издевательствах, физическом насилии – есть много способов сделать другим людям больно. Задачей авторов было изучить садистское поведение людей в разных условиях и роль скуки в этом процессе, – рассказывает MedicalXpress.
Были оценены сделанные ранее исследования о садистском поведении и его мотивах. В них были признания людей о том, что намеренно причинять вред другим им больше хочется тогда, когда им скучно. Например, было исследование, в котором приняли участие служащие в армии – и обнаружилось, что скука играла определенную роль в желании нанести вред сослуживцам. Еще одно исследование изучало троллинговое поведение людей в Интернете – и, опять-таки, чаще желание троллить возникало тогда, когда накатывала скука. Участниками ещё одной научной работы стали взрослые, издевающиеся над детьми – словесно и физически. Вывод получился аналогичном – фактором садистского поведения выступила скука.
Эти исследования были основаны на данных самоотчета, и для полноты картины учёные также изучили исследования, включающие проведения экспериментов. Например, добровольцам включали разные видео ролики – более или менее скучные. В это время им разрешалось пропускать через кофемолку личинок, чтобы облегчить скуку. Оказалось, что большее число личинок измельчили те, кто смотрел скучные видео. В другом эксперименте добровольцам предлагалось решить: давать деньги другому участнику или вычесть их у него. В результате тот, кто чувствовал себя скучающим, чаще вычитал.
Учёные пришли к выводу, что скука играет определённую роль в садистском поведении, и что она связана с попытками смягчить это негативное чувство. Результаты работы опубликованы в журнале «Личность и социальная психология: межличностные отношения и групповые процессы».