В России проходит флешмоб «Я не боюсь сказать», в рамках которого жертвы сексуального насилия делятся пережитым опытом. Специалисты ВЦИОМ изучили отношение россиян к этой акции и к случаям насилия в целом.
На сайте центра отмечается, что в целом событие не вызвало широкого резонанса в российском обществе: только 17% так или иначе слышали об этой акции, а 81% ничего о ней не знает.
Большинство опрошенных – 48 % – считают, что людям, пережившим акт насилия, стоит говорить об этом, поскольку публичное обсуждение помогает бороться с проблемой. При этом 39% ответили, что распространяться о таких случаях не стоит. Показательно, что за публичное обсуждение насилия высказались 50% женщин и только 45% мужчин, а против – 40% мужчин и 38% женщин.
Большинство респондентов – 73% – никогда не сталкивались с проявлениями насилия, 10% сталкивались с ним лично, 8% ответили, что с подобной проблемой сталкивались их близкие или друзья. Также 6% отказались отвечать.
На вопрос о том, куда следует обращаться за помощью тем, кто столкнулся с насилием, 54% ответили, что в правоохранительные органы, 12% – в медучреждение, 11% – к семье и родственникам, 8% – к психологу, 3% – в службу помощи жертвам насилия.
Из тех, кто признался в том, что пережил насилие, 39% не обращались за помощью, 37% обратились в правоохранительные органы, 18% – к своей семье, 11% – в медицинское учреждение, 4% – к психологу, 3% – в службу помощи жертвам насилия.
Для справки: Акция «Я не боюсь сказать» началась в июле 2016 г. по инициативе украинской общественной деятельницы Анастасии Мельниченко. В рамках флешмоба российские и украинские девушки, пострадавшие от сексуального и домашнего насилия, рассказывают о пережитом в социальных сетях под хештегами #яНеБоюсьСказать и #яНеБоюсьСказати.
Конечно, в акции есть слабые места. И тотальное непонимание всех, кто о ней слышит, тоже есть. Но всё-таки это важный шаг, и те, кто действительно решились высказаться - очень смелые и сильные девушки. Нужно очень много смелости, чтобы рассказать о своей беде, учитывая, к сожалению, существующий у нас повальный виктимблейминг.
Сочувствую всем, женщины должны понимать, что они могут быть не последними!!!
Сама бы не решилась принять участие и рассказать личную историю в интернете.
Ну и кроме того, насильник - не всегда знакомый человек (хотя бывает абсолютно всякое - безусловно). Женщины могут этого просто не знать.
А так, семейное насилие - это ровно такое же насилие, с которым - в полицию.
Говорить о женской (да и не только женской, если подумать) безопасности можно будет только тогда, когда мы от них избавимся. Причём объяснять это нужно детям обоего пола с самых ранних лет. С одной стороны - говорить о НЕДОПУСТИМОСТИ насилия и неприкосновенности человеческого тела, с другой - о неприкосновенности собственного тела и праве на безопасность.
Правда, боюсь, люди скорее с внеземным разумом встретятся, чем научатся говорить с детьми о таких вещах.
Я просто к тому, что мы живём в культуре, где изнасилование, принуждение, да и насилие вообще очень сильно романтизируются. Бороться с этим нужно в том числе и при помощи воспитания нового поколения.