Законопроектом предлагается дополнить статью 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» новым пунктом, предусматривающим запрет на навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг), в том числе путём проставления автоматических отметок о согласии получателя.
Текст законопроекта опубликован 17 июня на портале regulation.gov.ru. Как следует из пояснительной записки, положения законопроекта направлены на решение проблем, связанных с применением по отношению к гражданам противоправных действий – так называемых недобросовестных преддоговорных практик.
В частности, применительно к медицине это выражается в навязывании потребителям платных медуслуг, которые возможно получить по полису обязательного медицинского страхования (ОМС).
Так, в тексте записки приводится факт, что по данным ВЦИОМ на ноябрь 2023 года четверо из десяти опрошенных россиян (43%) попадали в ситуацию, что положенные по ОМС услуги им пытались оказать за деньги.
Дополнить статью 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» предлагается пунктом, в котором прописан запрет на «навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату путём предложения потребителю до заключения договора о приобретении основных товаров (работ, услуг) приобрести дополнительные товары (работы, услуги) или заключить иные договоры, приобретение или заключение которых обусловливается обязательностью при приобретении интересующих их товаров (работ, услуг)».
При этом согласие потребителя на выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату должно быть оформлено продавцом (исполнителем) в письменной форме, если иное не предусмотрено законом. На него же возлагается и обязанность доказать наличие такого согласия в случае спорных вопросов.
Отдельно прописано положение о недействительности автоматических отметок о согласии потребителя, проставленные продавцом (исполнителем). Также не допускается «формирование продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) условий, предполагающих изначальное согласие потребителя на предоставление ему дополнительных товаров (работ, услуг)».