С 1 января 2020 года все лекарственные препараты, реализуемые в России, должны особым образом маркироваться для того, чтобы можно было проследить их путь от производителя до конечного потребителя. По мнению экспертов, это нововведение решит проблему с фальсификатом.
Пилотная система цифровой маркировки лекарств была запущена в октябре этого года. Это коснулось препаратов, требующихся для лечения высокозатратных нозологий. С 1 января 2020 маркировка станет обязательной для всех лекарственных препаратов, реализуемых на российском рынке.
Сейчас идёт активная подготовка к этому процессу: производственные компании, аптечные сети, медицинские учреждения занимаются установкой программного обеспечения, оборудования, необходимого для соблюдения законодательных требований. Денис Евдокимов, специалист компании Первый бит, организовавшей семинар, пояснил, в чём суть такого глобального для фармрынка проекта.
С 1 января любой препарат, независимо от того, где он произведен – в России или за рубежом, должен быть маркирован. Если лекарство датируется 2020 годом и не имеет маркировки – значит, это «неофициальный товар».
Всем известно, что среди лекарственных препаратов, находящихся в обороте, есть контрафактная продукция, которая, в лучшем случае, является «пустышкой». Введение маркировки должно очистить рынок от подобной продукции: она позволит проследить путь лекарства от производителя до его конечного потребителя. Единая система, которая объединит всех производителей и поставщиков, будет курировать передвижение товара на каждом этапе – от момента его производства до попадания человеку в руки.
Существует приложение Честного знака, которое можно скачать прямо сейчас, для того, чтобы иметь возможность «распознать» любые виды маркированной продукции: не только лекарств, но и продуктов, одежды, обуви и пр.
Маркировка остатков лекарств, которые останутся в январе у производителей или в торговых точках, производиться не будет. Постепенно немаркированные лекарственные препараты будут «выбывать» по сроку годности. А вот средства, произведенные после 1 января 2020 года, маркировку будут иметь в обязательном порядке.
Нарушение этого требования грозит аптекам и медучреждениям штрафными санкциями, размер которых, в разных ситуациях, составит от 3 000 до 50 000 рублей и более. Кроме того, немаркированный товар будет подлежать изъятию.
Как потребителю понять – маркирован ли товар? На упаковке должен быть код, напоминающий по виду всем известный QR-код. (На самом деле, это чуть более сложный код для маркировки формата Data Matrix). Как он поможет узнать информацию о товаре? Код считывается приложением и выдаёт всю информацию о производителе и товаре. В том числе, приложение позволит оставить жалобу в случае, если вам предложили лекарство, на котором нет маркировки.