До 2024 года в Новосибирской области планируется открыть ещё пять первичных сосудистых отделений, а также третий региональный сосудистый центр. Это поможет изменить маршрутизацию пациентов с инсультом и своевременно оказывать им необходимую помощь в полном объёме.
На пресс-конференции, посвящённой Всемирному дню борьбы с инсультом, Владимир Барбарич, руководитель Регионального сосудистого центра Городской клинической больницы №1, заведующий отделением кардиологии, рассказал о проблемах и достижениях региона по борьбе с инсультом.
Как напомнил эксперт, временной фактор при оказании помощи больному с острым нарушением мозгового кровообращения – это крайне важный показатель.
С момента наступления инсульта у медиков есть всего 4 часа на то, чтобы оказать пациенту в полном объёме помощь и постараться предотвратить прогрессирование инсульта.
В связи с этим, в 2008 году на территории РФ заработала так называемая сосудистая программа, в рамках которой на территории начали развивать систему сосудистых центров с целью максимально приблизить неотложную специализированную помощь к населению.
В Новосибирской области, напомнил Владимир Борисович, система сосудистых центров функционирует с 2012 года. В настоящее время она включает два региональных сосудистых центра и семь первичных сосудистых отделений: два на территории города Новосибирска и пять на территории Новосибирской области.
«Работа специализированных сосудистых центров направлена именно на то, чтобы максимально быстро, в короткое время диагностировать тип инсульта и оказать должную необходимую помощь в полном объёме для того, чтобы предотвратить прогрессирование инсульта», – отметил Владимир Барбарич.
При этом, как он отметил, в настоящее время, несмотря на такое большое количество лечебных учреждений, задействованных в этой системе, проблемы остаются. И основные пути решения этих проблем – это расширение сети сосудистых центров.
«В настоящее время на уровне Министерства здравоохранения Новосибирской области, на уровне Министерства здравоохранения РФ принимается программа по расширению сети, и в рамках этой программы мы до 2024 года должны будем открыть ещё пять первичных сосудистых отделений и региональный сосудистый центр №3. В связи с этим изменится маршрутизация пациентов», – рассказал специалист.
Проблемы маршрутизации чрезвычайно важны. Если на территории Новосибирской области главная проблема – это неразвитая дорожная сеть, то на территории Новосибирска спасению больных с инсультом препятствуют пробки.
Так, жители Советского и Первомайского районов прикреплены к региональному сосудистому центру №1 и первичному сосудистому отделению №2. Расстояние до медучреждения составляет порядка 30 км. И если ночью пациента в течение часа удаётся доставить на госпитализацию, то в период пробок время доставки составляет уже два часа. Также есть районы области, из которых во время распутицы пациента невозможно доставить и за два-три часа.
Поэтому очень много пациентов оседает в центральных районных больницах. Однако показатели летальности пациентов с инсультами в терапевтических отделениях районных больниц, по сравнению с сосудистыми центрами, выше в 1,5 – 2 раза. Развитие сети центров и переоснащение действующих направлено на решение этих проблем.
По предварительным данным, дополнительно три сосудистых отделения откроются в Новосибирске: на базе 2-ой больницы скорой медицинской помощи, 11-ой больницы, а также городской клинической больницы №25.
Также два первичных сосудистых отделения будут открыты на территории Новосибирской области – предварительно, в Черепаново и Ордынске. «Выбор определяется доступностью больниц для большого количества населения», – пояснил Владимир Барбарич.
Переоснащение включает оснащение первичных сосудистых отделений новыми компьютерными томографами, региональных сосудистых центров – ангиографическими установками.
«Всё это запланировано, и деньги Минздрав РФ на это поэтапно выделяет до 24-го года», – отметил эксперт.
Кроме этого, в перспективе закладывается открытие вертолётных площадок и транспортировка пациентов из отделённых малонаселённых районов силами авиатранспорта.