Ученые говорят, что формирование устойчивости к лекарственным препаратам у патогенов – это их естественная способность: они приспосабливаются к условиям окружающей среды, в том числе, к наличию в окружающей среде антибиотиков. Бесконтрольный прием антибиотиков, нарушение инструкций применения, использование их в животноводстве – всё это привело к тому, что резистентность сформирована уже практически ко всем антибиотикам, и ВОЗ называет это проблемой 21 века.
«Это огромная проблема, ежегодно умирают сотни тысяч людей от инфекций, связанных с резистентной флорой. Было посчитано, что к 2050 году 10 миллионов смертей в год будет происходить от инфекций, вызванных резистентной флорой – и это обгонит по смертности рак», – актуализировала проблему Ольга Остроумова, д.б.н., заместитель директора по научной работе и заведующая лабораторией моделирования мембран и ионных каналов Института цитологии РАН в Санкт-Петербурге.
Сейчас активно ведутся поиски новых антибактериальных препаратов, но практически всё, что разрабатывается новое – автоматически попадает в резерв. «Это не выгодно для фармацевтических концернов. Потому что они вкладывают огромные деньги в то, чтобы разрабатывать новые препараты, а препарат попадает в резерв с ограничением в использовании – иначе будет нечем бороться с резистентностью», – уточняет эксперт.
В 2020 году 26 препаратов проходили клинические испытания по данным ВОЗ, но сколько их них попадет на рынок неизвестно, потому что речь идет о разных стадиях клинических испытаний.
Наряду с поиском традиционных препаратов, развивается область нетрадиционной антибактериальной терапии, причем, активно в российских институтах – это и бактериофаги, и нейтрализующие антитела. Интересный подход – использование соединений, так называемых мицеллирующих.
«Например, вы берете липидную какую-нибудь просто липосому – там есть только обычные липиды, которые есть в наших мембранах, ничего более. И начинаете такие липосомы вводить человеку, например, с сепсисом. На человеке не знаю, было ли показано, была замечательная работа в 2014 году опубликованная в Nature – делали сепсис мышкам, стрептококк и пневмококк одновременно, и, оказывается, мышки значительно лучше выживали, если им вводили просто липосомы – то есть, мимикрирование под клеточную мембрану и просто титрование токсинов бактериальных на себя. Также используются соединения, которые пытаются адгезию бактерии уменьшить или образование биопленок бактерии – вот такие нетрадиционные подходы. Они тоже имеют право на жизнь и будут активно развиваться», - прокомментировала ученый.
В России много занимаются поиском пептидных х и липопептидных антибитиков, занимаются разработкой вакцин, и антител, и бактериофаговой терапией, активно используют биоинформатические подходы для поиска новых антибиотиков или новых мишеней.