Метаболический синдром пока не внесён в международный классификатор болезней, он рассматривается медициной как кластер факторов риска. Однако среди медиков бытует ещё одно название метаболического синдрома: «смертельный квартет». Хорошая новость заключается в том, что это состояние можно скорректировать простым изменением образа жизни. А начать следует с измерения окружности талии. Зачем? Обратимся к экспертам.
О метаболическом синдроме рассказывают Оксана Дмитриевна Рымар, д. м. н., заведующая лабораторией клинико-популяционных и профилактических исследований терапевтических и эндокринных заболеваний ФГБНУ НИИ терапии и профилактической медицины (НИИТПМ) и Светлана Владимировна Мустафина, к. м. н., ст. научный сотрудник лаборатории.
История понятия
О метаболическом синдроме (МС), то есть о сочетании нескольких нарушений обмена веществ, которые в комплексе увеличивают риск диабета и сердечно-сосудистых заболеваний (инфаркта и инсульта) медики впервые заговорили в 1981 году. В 1988 году профессор G. Reaven (Г. Ривен) предложил называть эти нарушения «синдромом Х». Его компоненты: один основной – абдоминальное ожирение, и любые два из четырёх дополнительных – повышенное артериальное давление, снижение уровня липопротеидов высокой плотности («полезного» холестерина) и повышение триглицеридов, а также гипергликемия (повышенный уровень глюкозы в крови).
НИИТПМ много лет проводит массовые обследования населения жителей Новосибирска. Результаты своей работы сотрудники института не раз представляли на российских и международных научных форумах.
По результатам исследования НИИТПМ, распространённость метаболического синдрома среди жителей Новосибирска в возрасте 45-69 лет составляет 54,0%. У женщин 45-69 лет распространённость МС, в среднем, в 1,6 раз выше, чем у мужчин. Наиболее распространёнными компонентами среди лиц с МС в городской сибирской популяции 45-69 лет являются артериальная гипертензия (75%) и абдоминальное ожирение (43%).
Болезнь или нет?
Дискуссии, считать ли метаболический синдром диагнозом продолжаются в медицинском мире уже несколько десятилетий. Многие доктора считают, что МС следует определить как заболевание. Иначе трудно нацелить человека на осознание, что с его организмом не всё в порядке. «Фактор риска» звучит не так убедительно, как «да у вас, батенька, серьёзная болезнь – метаболический синдром».
В разных странах и медицинских сообществах определения каждого из компонентов метаболического синдрома отличаются, хоть и незначительно. В России классификация компонентов метаболического синдрома определена Всероссийским обществом кардиологов.
Признаки метаболического синдрома
Прежде всего, на метаболический синдром указывает абдоминальное ожирение, то есть ожирение по мужскому типу – фигура с «пузцом». Когда на талии образуется «спасательный круг», жир окружает внутренние органы, со временем изменяя состав клеток печени и её функции.
У женщин врачи признают абдоминальное ожирение, если окружность талии превышает 80 см, у мужчин – 94 см. Если талию сложно обнаружить, следует расположить сантиметровую ленту примерно посередине между нижними ребрами и подвздошными костями, которые можно нащупать по бокам живота.
Талия превысила указанные объёмы? Тогда стоит сделать биохимический анализ крови, последить за артериальным давлением. Если два показателя из четырёх, входящих в метаболический синдром, повышены – есть все основания обратиться к врачу. Сейчас метаболический синдром встречается у молодых людей до 30 лет. И даже у детей.
Холестерин: «плохой» и «хороший»
Метаболический синдром – болезнь цивилизации. На его появление влияет и наследственная предрасположенность, и гиподинамия, высокоуглеродная и высокожировая диета.
Пусковым компонентом к его появлению медики считают абдоминальное ожирение. Крупные международные исследования убедительно показали, что у мужчин и женщин с увеличенной окружностью талии высок риск развития инфаркта, сахарного диабета 2 типа.
Таким образом, пухлый животик на фоне вполне стройных рук и ног опаснее с точки зрения возможного инфаркта или диабета, чем равномерно распределённая по телу жировая прослойка. При таком ожирении у пациента, в основном, страдают суставы, сосуды ног. В случае же абдоминального ожирения заболевания эндокринной или сердечно-сосудистой системы оказываются весьма вероятными.
К сожалению, даже среди людей с высшим образованием мало кто знает о «хорошем» и «плохом» холестерине, о том, что «плохой» холестерин откладывается в сосудах, а «хороший холестерин» переносит избыток холестерина из крови в печень для переработки и дальнейшего выведения из организма.
Поэтому полезный холестерин активно защищает организм от серьёзных заболеваний, очищая внутренние стенки сосудов от скоплений плохого холестерина в виде бляшек. В биохимическом анализе крови на «хороший» холестерин указывают липопротеиды высокой плотности (ХС-ЛПВП), на «плохой» – липопротеиды низкой плотности (ХС-ЛПНП).
Триглицериды (ТГ), то есть, жиры крови, если их количество повышено, говорят о вероятном развитии диабета. Увы, пациенты зачастую не помнят даже значения нормального «сахара крови»!
На приёме врачу очень сложно за 12 отведенных ему минут коротко объяснить, что такое метаболический синдром и чем он опасен. А ведь врач должен нацелить пациента на то, что всего лишь изменив свой рацион и начав больше двигаться, он может отодвинуть риск инфаркта, инсульта и диабета, или снизить терапевтическую дозу гипотензивных препаратов, которые он принимает, и так далее.
Конечно, на подробную беседу с пациентом у участкового терапевта не хватит времени. Но в Новосибирске сейчас появились районные Центры здоровья, в поликлиниках – кабинеты профилактики. Найти медицинскую помощь пациентам с метаболическим синдромом можно – было бы желание!
Ищите лестницу!
По наблюдениям врачей, пациенты с «синдромом Х» зачастую даже гордятся своей «избранностью», своим «сложным метаболизмом». И это вместо того, чтобы осознать риски и постараться изменить метаболизм: последить за рационом питания, заняться физкультурой, начать больше ходить пешком, подниматься на верхние этажи по лестнице, а не на лифте. В результате со временем давление станет лучше корректироваться, жиры в крови уменьшатся, и уровень глюкозы приблизится к норме.
Но сегодня надо приложить огромные усилия, чтобы быть физически активным. Никогда человек не пользовался автомобилями и лифтами так повсеместно, как сейчас. Когда мы заходим в здание, то видим кабину лифта, а лестницу надо поискать, будь то новый дом или гипермаркет.
Не проще и с питанием. Известно, что в последние десятилетия получили распространение пищевые добавки, которые явно не способствуют нормализации углеводного и липидного обмена, да и состав продуктов стал другим. К тому же, не у всех работающих есть возможность полноценно пообедать. Многие начальники не понимают, что работникам необходим достаточный обеденный перерыв. Иначе перекус на работе оборачивается плотной вечерней трапезой.
У школьников, которые учатся во вторую смену и у студентов тоже стабильно нарушен режим питания. Это всё – глобальные проблемы. Когда-нибудь они будут решены, а пока каждому приходится придумывать собственный выход. Например, приносить еду из дома, или пользоваться так называемым «функциональным питанием», которым можно заменить один приём пищи.
Радость есть
Придите в школу, когда родители встречают детей после занятий, обратите внимание, что пухлому ребёнку родители уже вручили пирожок или шоколадку. Взрослые часто объясняют лишний вес у ребенка наследственностью. А зачастую он лишь результат заведённого дома рациона: обильной и вкусной, а значит, жирной, сладкой, калорийной пищи. Хотя при предрасположенности к лишнему весу диета ребёнка должна быть особенно продуманной и даже аскетичной. Но семейные пищевые привычки меняются очень трудно.
Это связано еще и с тем, что еда для многих – основной источник радости в жизни. Часто врачи наблюдают, что человек, пришедший на прием по поводу лишнего веса, не может придумать, что ещё доставит ему удовольствие. Он не любит спорт, не ходит пешком, ему в тягость прогулки на природе. А семейные радости – это застолье.
Специалисты уверены: надо обращаться к молодым, чтобы они шли учиться туда, где им нравится. Чтобы учёба, а потом работа приносила радость и оставляла место для хобби, для физической активности.
Успех в любой сфере жизни требует огромного труда. Здоровье – не исключение. Есть, правда, другой выход. Копить деньги на лечение по дорогостоящим программам, когда отсутствие физической активности и калорийная еда приведут с большой вероятностью к метаболическому синдрому. Общество вряд ли должно бесплатно лечить человека, который выбрал саморазрушение.
Пока количество людей с метаболическим синдромом растёт, и не только в России. Но возможно, намечаются и перемены к лучшему. Обратите внимание: в Новосибирске во дворах жилых домов и перед школами стали появляться тренажёры, где дети могут бесплатно позаниматься на прогулке или даже на переменке. А вместе с ребёнком, глядишь, и папа разомнётся, потом и мама возьмет с них пример и отправится в бассейн или на пробежку.
О метаболическом синдроме рассказывают Оксана Дмитриевна Рымар, д. м. н., заведующая лабораторией клинико-популяционных и профилактических исследований терапевтических и эндокринных заболеваний ФГБНУ НИИ терапии и профилактической медицины (НИИТПМ) и Светлана Владимировна Мустафина, к. м. н., ст. научный сотрудник лаборатории.
История понятия
О метаболическом синдроме (МС), то есть о сочетании нескольких нарушений обмена веществ, которые в комплексе увеличивают риск диабета и сердечно-сосудистых заболеваний (инфаркта и инсульта) медики впервые заговорили в 1981 году. В 1988 году профессор G. Reaven (Г. Ривен) предложил называть эти нарушения «синдромом Х». Его компоненты: один основной – абдоминальное ожирение, и любые два из четырёх дополнительных – повышенное артериальное давление, снижение уровня липопротеидов высокой плотности («полезного» холестерина) и повышение триглицеридов, а также гипергликемия (повышенный уровень глюкозы в крови).
НИИТПМ много лет проводит массовые обследования населения жителей Новосибирска. Результаты своей работы сотрудники института не раз представляли на российских и международных научных форумах.
По результатам исследования НИИТПМ, распространённость метаболического синдрома среди жителей Новосибирска в возрасте 45-69 лет составляет 54,0%. У женщин 45-69 лет распространённость МС, в среднем, в 1,6 раз выше, чем у мужчин. Наиболее распространёнными компонентами среди лиц с МС в городской сибирской популяции 45-69 лет являются артериальная гипертензия (75%) и абдоминальное ожирение (43%).
Болезнь или нет?
Дискуссии, считать ли метаболический синдром диагнозом продолжаются в медицинском мире уже несколько десятилетий. Многие доктора считают, что МС следует определить как заболевание. Иначе трудно нацелить человека на осознание, что с его организмом не всё в порядке. «Фактор риска» звучит не так убедительно, как «да у вас, батенька, серьёзная болезнь – метаболический синдром».
В разных странах и медицинских сообществах определения каждого из компонентов метаболического синдрома отличаются, хоть и незначительно. В России классификация компонентов метаболического синдрома определена Всероссийским обществом кардиологов.
Признаки метаболического синдрома
Прежде всего, на метаболический синдром указывает абдоминальное ожирение, то есть ожирение по мужскому типу – фигура с «пузцом». Когда на талии образуется «спасательный круг», жир окружает внутренние органы, со временем изменяя состав клеток печени и её функции.
У женщин врачи признают абдоминальное ожирение, если окружность талии превышает 80 см, у мужчин – 94 см. Если талию сложно обнаружить, следует расположить сантиметровую ленту примерно посередине между нижними ребрами и подвздошными костями, которые можно нащупать по бокам живота.
Талия превысила указанные объёмы? Тогда стоит сделать биохимический анализ крови, последить за артериальным давлением. Если два показателя из четырёх, входящих в метаболический синдром, повышены – есть все основания обратиться к врачу. Сейчас метаболический синдром встречается у молодых людей до 30 лет. И даже у детей.
Холестерин: «плохой» и «хороший»
Метаболический синдром – болезнь цивилизации. На его появление влияет и наследственная предрасположенность, и гиподинамия, высокоуглеродная и высокожировая диета.
Пусковым компонентом к его появлению медики считают абдоминальное ожирение. Крупные международные исследования убедительно показали, что у мужчин и женщин с увеличенной окружностью талии высок риск развития инфаркта, сахарного диабета 2 типа.
Таким образом, пухлый животик на фоне вполне стройных рук и ног опаснее с точки зрения возможного инфаркта или диабета, чем равномерно распределённая по телу жировая прослойка. При таком ожирении у пациента, в основном, страдают суставы, сосуды ног. В случае же абдоминального ожирения заболевания эндокринной или сердечно-сосудистой системы оказываются весьма вероятными.
К сожалению, даже среди людей с высшим образованием мало кто знает о «хорошем» и «плохом» холестерине, о том, что «плохой» холестерин откладывается в сосудах, а «хороший холестерин» переносит избыток холестерина из крови в печень для переработки и дальнейшего выведения из организма.
Поэтому полезный холестерин активно защищает организм от серьёзных заболеваний, очищая внутренние стенки сосудов от скоплений плохого холестерина в виде бляшек. В биохимическом анализе крови на «хороший» холестерин указывают липопротеиды высокой плотности (ХС-ЛПВП), на «плохой» – липопротеиды низкой плотности (ХС-ЛПНП).
Триглицериды (ТГ), то есть, жиры крови, если их количество повышено, говорят о вероятном развитии диабета. Увы, пациенты зачастую не помнят даже значения нормального «сахара крови»!
На приёме врачу очень сложно за 12 отведенных ему минут коротко объяснить, что такое метаболический синдром и чем он опасен. А ведь врач должен нацелить пациента на то, что всего лишь изменив свой рацион и начав больше двигаться, он может отодвинуть риск инфаркта, инсульта и диабета, или снизить терапевтическую дозу гипотензивных препаратов, которые он принимает, и так далее.
Конечно, на подробную беседу с пациентом у участкового терапевта не хватит времени. Но в Новосибирске сейчас появились районные Центры здоровья, в поликлиниках – кабинеты профилактики. Найти медицинскую помощь пациентам с метаболическим синдромом можно – было бы желание!
Ищите лестницу!
По наблюдениям врачей, пациенты с «синдромом Х» зачастую даже гордятся своей «избранностью», своим «сложным метаболизмом». И это вместо того, чтобы осознать риски и постараться изменить метаболизм: последить за рационом питания, заняться физкультурой, начать больше ходить пешком, подниматься на верхние этажи по лестнице, а не на лифте. В результате со временем давление станет лучше корректироваться, жиры в крови уменьшатся, и уровень глюкозы приблизится к норме.
Но сегодня надо приложить огромные усилия, чтобы быть физически активным. Никогда человек не пользовался автомобилями и лифтами так повсеместно, как сейчас. Когда мы заходим в здание, то видим кабину лифта, а лестницу надо поискать, будь то новый дом или гипермаркет.
Не проще и с питанием. Известно, что в последние десятилетия получили распространение пищевые добавки, которые явно не способствуют нормализации углеводного и липидного обмена, да и состав продуктов стал другим. К тому же, не у всех работающих есть возможность полноценно пообедать. Многие начальники не понимают, что работникам необходим достаточный обеденный перерыв. Иначе перекус на работе оборачивается плотной вечерней трапезой.
У школьников, которые учатся во вторую смену и у студентов тоже стабильно нарушен режим питания. Это всё – глобальные проблемы. Когда-нибудь они будут решены, а пока каждому приходится придумывать собственный выход. Например, приносить еду из дома, или пользоваться так называемым «функциональным питанием», которым можно заменить один приём пищи.
Радость есть
Придите в школу, когда родители встречают детей после занятий, обратите внимание, что пухлому ребёнку родители уже вручили пирожок или шоколадку. Взрослые часто объясняют лишний вес у ребенка наследственностью. А зачастую он лишь результат заведённого дома рациона: обильной и вкусной, а значит, жирной, сладкой, калорийной пищи. Хотя при предрасположенности к лишнему весу диета ребёнка должна быть особенно продуманной и даже аскетичной. Но семейные пищевые привычки меняются очень трудно.
Это связано еще и с тем, что еда для многих – основной источник радости в жизни. Часто врачи наблюдают, что человек, пришедший на прием по поводу лишнего веса, не может придумать, что ещё доставит ему удовольствие. Он не любит спорт, не ходит пешком, ему в тягость прогулки на природе. А семейные радости – это застолье.
Специалисты уверены: надо обращаться к молодым, чтобы они шли учиться туда, где им нравится. Чтобы учёба, а потом работа приносила радость и оставляла место для хобби, для физической активности.
Успех в любой сфере жизни требует огромного труда. Здоровье – не исключение. Есть, правда, другой выход. Копить деньги на лечение по дорогостоящим программам, когда отсутствие физической активности и калорийная еда приведут с большой вероятностью к метаболическому синдрому. Общество вряд ли должно бесплатно лечить человека, который выбрал саморазрушение.
Пока количество людей с метаболическим синдромом растёт, и не только в России. Но возможно, намечаются и перемены к лучшему. Обратите внимание: в Новосибирске во дворах жилых домов и перед школами стали появляться тренажёры, где дети могут бесплатно позаниматься на прогулке или даже на переменке. А вместе с ребёнком, глядишь, и папа разомнётся, потом и мама возьмет с них пример и отправится в бассейн или на пробежку.