18+

Марина Кучеренко

7

Санавиация: как работает «медицинский спецназ»?

Евгений Васильев: «Выезд может потребоваться в любое время дня и ночи – мы всегда в боевой готовности»

Санавиация: как работает «медицинский спецназ»?
Источник изображения: ГНОКБ
Автор изображения: Валерий Кламм

У этого подразделения Областной больницы особая миссия: врачи санавиации несут вахту круглосуточно, оперативно выезжая к тяжёлым больным, поступившим в городские и районные больницы. По сути, это «скорая помощь» для «скорой помощи». Специалисты отделения помогают коллегам-врачам спасать человеческие жизни, справляясь с самыми сложными случаями.

В эксклюзивном интервью порталу «Сибмеда» Евгений Игоревич Васильев, заведующий отделением плановой и экстренной консультативной помощи, рассказал об истории создания, структуре, техническом оснащении и коллективе своего подразделения.

ГНОКБ/ Автор: Валерий Кламм

– Отделение санавиации скрыто от глаз пациентов, между тем, часто за спасение их жизней боретесь именно вы. Как и для чего создавалась ваша служба?

– Станция санитарной авиации создавалась в Новосибирске в 1933 году, одной из первых в стране, потом подобные службы были организованы в ряде других городов. В 1945 году станция стала отделением Областной больницы. Санавиация оказывала экстренную помощь больным, находящимся в большой удалённости от медучреждений. В послевоенные годы врачи больницы вылетали в отдалённые районы области на двухместном самолёте У-2.

С тех пор эти службы претерпели ряд изменений. В части больниц они были закрыты, точнее, переданы центрам медицины катастроф. Лет пять-шесть назад комиссия приезжала и к нам: изучала документацию, оценивала количество выездов и консультаций. В результате было принято решение оставить нас самостоятельной структурой – подразделением Областной больницы.

Сейчас таких подразделений как наше в России осталось всего несколько. В своё время они были переименованы из отделений санитарной авиации в отделения плановой и экстренной консультативной помощи.

– Миссия у них осталась прежней? Что входит в ваши задачи сейчас?

– Мы курируем особо сложных, тяжёлых пациентов на территории Новосибирска и Новосибирской области. Выезжаем на места происшествий, в районные и городские лечебные учреждения, консультируем по телефону. Таким образом, вместе с местными врачами участвуем в мероприятиях по спасению жизни.

На выездах мы проводим операции, а также помогаем коллегам в назначении и проведении терапии, даём рекомендации и потом контролируем состояние пациента.

В последний год к нашему отделению присоединили детский консультативный центр. Теперь мы выезжаем еще и к детям, которые родились на ранних сроках, начиная с 22 недель. Как правило, эвакуируем их в отделение нашей больницы.

ГНОКБ/Автор: Валерий Кламм

– Пациентов с какими патологиями приходится спасать чаще остальных?

– Клинические случаи самые разные. Выезжаем к недоношенным детям, к акушерским пациентам – женщинам с кровотечениями, осложнениями беременности, эмболией околоплодными водами, преэклампсией. Часто нас вызывают к пациентам после ДТП с черепно-мозговыми травмами, переломами костей скелета, ушибами грудной клетки, ушибами сердца. Если мы не можем транспортировать пациента к нам, потому что он не перенесёт дороги, – то наши хирурги едут к нему.

Бывают случаи, когда мы выезжаем на установку кава-фильтра – ловушки для тромбов. Это также неотложная помощь, потому что тромбоэмболия – это угрожающее жизни состояние. Можем установить временный кардиостимулятор людям с серьёзными нарушениями сердечного ритма, например, брадикардией, когда частота пульса сокращается до 20-30 в минуту.

Вызывают нас медицинские учреждения. Есть особый приказ минздрава, в котором представлен список нозологий, при которых коллеги из районных больниц не просто могут, но и обязаны поставить нас в известность.  И тогда мы разделяем с ними ответственность за состояние человека.


– Можете вспомнить какие-то особые, нестандартные ситуации?

– Все нашу случаи – сложные. Это специфика работы отделения. Сейчас в больнице находится ребёнок, который с тяжёлыми травмами поступил в больницу Бердска. Сначала наши доктора его курировали там, потом перевезли сюда. На сегодняшний день врачи справились с отёком мозга, ребёнок пришёл в сознание, его сняли с искусственной вентиляции лёгких.

Не так давно выезжали в гинекологию на кровотечение. Женщина потеряла 4,5 литра крови – это огромная кровопотеря! Требовалось ушить правую печеночную артерию, и сделать это нужно было ювелирно, чтобы не допустить повреждений печени. Наш хирург Иван Анатольевич Поршенников аккуратно ушил артерию, и больная пошла на поправку.

Из вызовов на ДТП вспоминается случай, о котором в октябре прошлого года писали местные СМИ. Тогда в аварии пострадали несколько человек, двух спасти не удалось. Участницей аварии стала машина «скорой помощи», в которой находилась беременная женщина. На этот вызов выезжали мы: забрали ее в Областную больницу, стабилизировали состояние и выписали под наблюдение районных врачей.  

– Как часто происходят экстренные выезды? Какие врачи работают на вызовах?

– Мы постоянно в работе, в среднем, делаем примерно по 8 выездов в сутки. Служба работает 24 часа, операторы непрерывно принимают звонки. Выезд может потребоваться в любое время дня и ночи – мы всегда в боевой готовности.

Выездные бригады у нас составные, мы их комплектуем в зависимости от профиля больного: реаниматолог, хирург, акушер-гинеколог, кардиолог – всё по ситуации.

В отделении работают реаниматологи, нейрохирурги, хирурги, акушеры-гинекологи, эндоскопист. Также есть совместители – врачи, которые работают и в отделении Областной больницы, и у нас. Это сосудистые хирурги, лор-врачи, кардиологи. Если экстренно требуется специалист, которого нет ни в штате отделения, ни в числе совместителей, то привлекаются другие врачи нашей больницы. С нами часто ездят ультразвуковые диагносты – они очень помогают с постановкой диагноза.

Сибмеда

– Всегда ли удаётся вовремя доехать: дорожная обстановка оставляет желать лучшего, да и расстояния немалые?

– Стараемся успевать. Самое проблемное для нас время года – зима. Когда температура минус 30, сложно прогреть салон авто. Машины дизельные, есть риск, что могут перемёрзнуть на трассе. Но справляемся. Часто забираем пострадавших новосибирцев с соседних территорий – Кемерово, Томск, Алтайский край. У нас 11 автомобилей. Машины оснащены полностью, как палата реанимации любого стационара. Дыхательный аппарат, кардиомониторы, дефибрилляторы, отсосы, дозаторы для введения лекарств и т.д. В пути мы можем провести какую-то часть манипуляций: допустим, перевести человека с самостоятельного дыхания на искусственное.

Сибмеда 

– Такого парка автомобилей достаточно для отделения, которое курирует город, область и даже выезжает в соседние регионы?

– Ну, конечно, нам бы хотелось увеличить парк, расстояния-то большие. Кыштовка, например – 500 км пути. Если машина ушла с утра, то назад ждать её можно только к ночи. Может быть, появятся перспективы и на возрождение медицинской авиации. Слышал, что этот вопрос обсуждают…

В год у нас проходит 20 000 консультаций, 2500 тысячи выездов, курируем порядка 10 000 пациентов. Если пересчитать это всё на дни, станет ясно, что отделение работает очень интенсивно.


–  Получается порядка 60 телефонных консультаций в день. Расскажите о диспетчерской службе, которая первая принимает сигналы о помощи.

– Все диспетчеры у нас с медицинским образованием и опытом работы. Они первые принимают информацию о пациенте и затем связывают районного доктора со специалистом, который нужен. Медсёстры наши настолько хорошо ориентируются, что сами способны определить, врач какой специализации может помочь в данном случае. Это позволяет консультировать оперативно – а время в экстренных случаях решает всё.

 Сибмеда

– Сейчас много говорят о телемедицине. Для вашей службы она может стать особо эффективной. Уже есть опыт её применения?

– Отчасти да. Благодаря развитию телекоммуникационных новшеств стало возможным, например, смотреть результаты УЗИ. С внедрением телемедицины эти возможности станут ещё шире. Мы сможем выводить на экран процедуры фиброгастроскопии, колоноскопии, бронхоскопии в тот момент, когда специалист будет их проводить пациенту, находящемуся за сотни километров от нас. Сейчас это уже возможно по защищённой линии, а будет доступно в режиме онлайн.

– Евгений Игоревич, как давно вы работаете в отделении, как пришли в него?

– Однажды предложили помочь отделению – ушёл реаниматолог и нужно было взять на себя дежурства. Вадим Ильич Юрков, ныне один из моих замов резерва, попросил тогда: «Подстрахуй, работа несложная, ответишь за ночь на пару звонков – и всё». Согласился. В первую ночь моего дежурства звонков было больше тридцати, но отступать было поздно. Втянулся, а потом ушёл в это отделение на основное место работы, был заместителем, резервом заведующего отделением Анатолия Васильевича Юданова. Потом он на своё место рекомендовал меня. Вот уже более 10 лет я являюсь заведующим отделением плановой и экстренной консультативной помощи.  

Сибмеда

– Ваше отделение имеет филиал в Куйбышеве – как вы им руководите? Дистанционно?

– Да, это подразделение подчиняется нам. Там есть старший группы, который ставит меня в известность, если приходится сталкиваться с тяжёлыми случаями. В куйбышевском отделении экстренной помощи работают реаниматологи, акушеры-гинекологи, педиатры, эндоскопист – так же, как и здесь.

С учётом этого филиала, можно прикинуть, что на сегодняшний день в отделении трудятся порядка 100 человек.

Состав нашего отделения практически не меняется уже много лет. Коллектив хороший, домашняя обстановка – психологический комфорт, который так важен для работы.


...В отделении санавиации действительно царит душевная, уютная обстановка. Юлия Валерьевна Вайс, старшая медсестра отделения, провела экскурсию, рассказав, как в нём все устроено. Она проработала здесь более 15 лет: начинала с диспетчерской службы, а потом заняла должность главной медсестры.

Сибмеда

Юлия Валерьевна ведёт нас по отделению и поясняет:

– Это кабинет Евгения Игоревича, а это – кабинет, где хранится всё оборудование. Вот, например, укладка для анестезиолога-реаниматолога. Укладки мы формируем в зависимости от состава бригад, выезжающих на вызов.

Сибмеда

Сибмеда

– Это кухня – она у нас просторная и удобная. Мы ведём круглосуточную работу, врачи часто ночью возвращаются с вызовов, и здесь они могут выпить чая, перекусить.

Сибмеда

– Это – диспетчерская. Здесь стоит специальный системный телефон, на который поступают все звонки. Их принимает сестра. Она фиксирует информацию в журнал, связывает районных врачей с нужными специалистами. Звонков поступает довольно много: в среднем, в сутки мы принимаем до 70 звонков.

Сибмеда

– Это кабинет врача-методиста, которой контролирует все жалобы, ведёт учёт, составляет приказы. Рядом – мой кабинет. Работу свою очень люблю: довольна отделением, коллективом, атмосферой…

Работа у нас непростая, мы имеем дело с экстренными ситуациями – но зато какое получаешь удовлетворение, когда удаётся спасти человеческую жизнь.


ГНОКБ/Автор: Валерий Кламм


Самое интересное – в наших официальных каналах: ВК, Telegram, Дзен

Оценить материал

Вернуться ко всем статьям

Комментарии 3
Подписаться на комментарии
Ирина
Отличная статья, а фотографии так просто великолепные, особенно первая, с красным крестом. Ярко, выразительно, точно.
Огле
да, говорящая фотка. тут тебе и небо и крест, и уставший доктор и хочется держаться от всего этого подальше
Vox
санавиация без авиации, была да вся вышла, вертолётик бы им какой-нибудь что ли выдали, область-то большая
Добавить комментарий
Читайте также