В Новосибирске прошла конференция, посвященная Всемирному дню без табака. Специалисты напомнили, что в городе и области работают кабинеты отказа от курения, упомянув, что их посетителей стало в два раза больше по сравнению с прошлым годом.
Марина Фомичева, главный специалист по медпрофилактике Новосибирской области, рассказала, что в Новосибирской области работает 41 кабинет по отказу от курения. Они созданы на базе отделений, либо кабинетов медицинской профилактики, центров здоровья и на базе кабинетов врача-нарколога. Кабинеты оснащены спирографами, смокелайзерами, пульсоксиметрами, в них есть различные тесты для оценки степени никотиновой зависимости, для оценки мотивации отказа от курения. С пациентами работают специалисты, прошедшие подготовку по этому направлению.
В 2024 году в кабинеты отказа от курения обратились 21 693 жителя региона, в 2023 году за помощью по избавлению от вредной привычки обращались 10 706 человек.
По словам Марины Фомичевой, как показывает практика, даже после однократной беседы с врачом, называемой кратким профилактическим консультированием, вероятность того, что человек бросит курить, составляет 9%. При индивидуальном углубленном консультировании с тестированием, с обследованием, с разбором ситуации конкретного человека – вероятность отказа повышается до 16%. Если при сформированной никотиновой зависимости применяется медикаментозное лечение – показатель вырастает до 40,8%. При сопутствующей работе с психологом – отказываются от курения 51% пациентов.
Заведующий оргметодотделом областного наркодиспансера Равиль Теркулов подчеркнул, что никотин – такое же психоактивное вещество как алкоголь и наркотики. Соматические, психологические и психические нарушения не так выражены, как в случае с наркотиками, но психологический компонент также очень тяжелый. Специалист указал, что по официальной статистике курящих порядка 15-17%, однако, если в мужской аудитории задать вопрос, кто курит, поднимутся руки 40-50% присутствующих.
Доля курящих электронные сигареты за последние годы выросла. В России продажи вейпов с 2019 по 2023 год выросли в 11 раз. Марина Фомичева упомянула об исследовании, проведенном с помощью студентов, которое подтвердило: в вейп-шопах не спрашивают возраст, если спрашивают, не требуют подтверждения, используют в рекламе образы супергероев, подталкивающих молодежь к использованию электронных сигарет.