Новое исследование показало, что мозг по-разному обрабатывает запахи в зависимости от данных им названий. В эксперименте участники нюхали пары одинаковых запахов, а затем такие же одинаковые запахи, но с разным названием. Во втором случае участники говорили о непохожести двух образцов.
Ярлыки, которые даются вещам, влияют на то, как человек их воспринимает – и даже могут заставить человека назвать неодинаковыми два одинаковых запаха. Присвоение названий запахам оказывает влияние не только на то, как человек и воспринимает, но и на то, как они обрабатываются в первичной обонятельной коре головного мозга, – рассказывает MedicalXpress .
Добровольцам давали понюхать мятные и цитрусовые запахи, которые были помечены двумя словами: например, мятно-ментоловый или эвкалиптово-ментоловый. В процессе обнюхивания участников сканировали с помощью функциональной МРТ со сверхвысокой напряжённостью поля. Это позволило учёным видеть активность мозга, когда в нём обрабатывалась информация о помеченных запахах.
Четыре разных запаха и их обозначения были выбраны на основе пилотного исследования, в ходе которого проверялось, что участники считают их совпадающими. После сканирования участники снова вдыхали запахи, но они уже были представлены парами – и говорили, насколько они схожи и различны. Во второй части эксперимента запахи и их обозначения были либо одинаковыми, либо двум одинаковым запахам давались разные названия, либо разным запахам давалось одинаковое название.
Учёные убедились в явном влиянии этикеток на оценку запахов участниками. Результаты фМРТ показали, как семантический контекст – словесные метки, влияли на активность кодирования запахов в грушевидной коре головного мозга, ключевой части первичной обонятельной коры головного мозга для обработки запахов
Добровольцы сообщили о большей разнице между запахами, когда двум одинаковым запахам давалось разное название, чем, когда они были с одинаковыми метками.