Всем известно, что воспоминания хранятся в клетках мозга. Однако, исследователи выяснили, что клетки других частей тела также могут выполнять функцию памяти. В частности, клетки нервной ткани и почечной ткани могут учиться и формировать воспоминания.
Об этом рассказал ведущий автор исследования Николай Кукушкин из Нью-Йоркского университета. Целью исследования было понять, помогают ли в процессе запоминания клетки, не относящиеся к мозгу. Для этого было использовано одно неврологическое свойство – эффект интервального повторения, который показывает, что информация лучше запоминается, когда изучается через определенные интервалы времени, а не за один интенсивный сеанс, – передает eurekalert.org.
Ученые воспроизводили обучение с определенными временными интервалами, изучая два типа немозговых клеток в лабораторных условиях – полученных из нервной и почечной ткани. Они подвергали их воздействию различных паттернов химических сигналов – подобно тому, как клетки мозга подвергаются воздействию паттернов нейротрансмиттеров при узнавании новой информации. В ответ немозговые клетки включали «ген памяти» – тот самый ген, который включают клетки мозга, когда реструктурируют свои связи для формирования воспоминаний.
Для того, чтобы отследить этот процесс ученые сконструировали немозговые клетки так, чтобы они производили светящийся белок, показывающий, когда ген памяти включен, а когда выключен.
В результате оказалось, что клетки способны определять, когда химические сигналы, имитирующие выбросы нейротрансмиттера в мозге, повторялись – также, как нейроны в мозге определяют, когда обучение проходит интервально, а когда за один интенсивный сеанс. Когда импульсы подавались через интервалы, они активировали ген памяти сильнее и на более длительный срок.
«Это показывает, что способность к обучению с помощью интервальных повторений не является уникальной для клеток мозга, но, по сути, может быть фундаментальным свойством всех клеток», – прокомментировал Кукушкин. По его мнению, работа открывает новые возможности для понимания того, как работает память, что может привести к созданию лучших способов обучения и решения проблем с памятью.
Кроме того, эксперт полагает, что к «памяти тела» следует подходить также, как к мозгу: изучать, что поджелудочная железа, например, хранит воспоминания о схемах приемах пищи, чтобы поддерживать нормальный уровень глюкозы в крови, а раковая клетка хранит в памяти схемы химиотерапии.