Вариант «омикрон», появившись в начале ноября, сразу вызвал большую озабоченность. Данные по нему во Всемирную организацию здравоохранения поступили 24 ноября, и уже сразу стало ясно, что этот вариант «нечто совсем особенное».
О том, почему штамм «омикрон» привлёк к себе столько внимания и что о нём известно к настоящему времени, рассказал на брифинге в ТАСС Сергей Нетёсов, вирусолог, член-корреспондент РАН, завлабораторией бионанотехнологии, микробиологии и вирусологии НГУ.
Как рассказал эксперт, в настоящее время в мире, кроме Южной Африки, основным является вариант «дельта», который вызывает более 90% всех заболеваний.
«Все мы давно знакомы с его особенностями и знаем, что он произошёл ещё в прошлом году. Страной происхождения считается Индия и появился он там в октябре 2020 года. Обстоятельства, которые этому предшествовали в Индии – это колоссальная скученность населения, и среда, в которую попал этот коронавирус, способствовала быстрой передаче от человека к человеку, причём все эти люди были не иммунные, и там накопилось довольно много замен, особенно в гене белка S», – отметил Сергей Нетёсов.
При этом, эксперт напомнил, что один из вариантов, которые циркулировали в мире, хотя и в намного меньшей степени, был вариант «бета», и страной происхождения была Южная Африка, как и для варианта «омикрон».
«Варианта «бета» очень побаивались специалисты, потому что в Южно-Африканской республике 16% людей ВИЧ-инфицированные. У них есть очень большие проблемы с иммунитетом, и вирус у них может циркулировать не две-три недели, как у обычного человека, а несколько месяцев, и из-за этого могут отбираться варианты с большим количеством мутаций в геноме. Но, оказалось, что вариант «бета» очень сильно уступал вариантам «альфа» и, особенно, «дельта», и он скоро почти исчез», – рассказал эксперт.
Что касается «омикрона», то уже установлено, что в нём очень много замен, причём, часть этих замен в геноме никогда ранее до этого не встречались.
«Мы видим, что в его белках, минимум (это только у тех вариантов, у которых определена последовательность), 50 мутаций, из них больше половины (32) в белке S. И 32 замены, по сравнению с десятком, которые были ранее – это очень много», – поделился вирусолог, уточнив, что половина из них находятся в RBD домене (рецептор-связывающий домен – прим. ред), а именно 15 – в предыдущих было три. «И это, конечно очень сильно влияет на свойства вируса», – отметил Сергей Нетёсов.