Как показал опрос, покупатели не до конца понимают, чем различаются понятия «органический», «натуральный», «био» и «эко». Более того, наибольшим доверием у них пользуются продукты с указанием «натуральный», а не «органический». На деле, только органические продукты регламентируются законом, остальные из перечисленных обозначений – просто маркетинговый ход.
Федеральный закон «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действует в России с 1 января 2020 года. Согласно закону, на продукции может быть указано слово «органический» или его сокращения в случае, если она соответствует ряду критериев: в частности, в производстве запрещается применять агрохимикаты, пестициды, антибиотики, стимуляторы роста и откорма животных, гормональные препараты, за исключением тех, которые разрешены действующими в России стандартами; не допускается использование гидропонного метода выращивания растений и ионизирующего излучения; производится органические продукты должны обособленно от неорганических.
Маркировать продукт как органический может только производитель, прошедший необходимую сертификацию и включенный в реестр Минсельхоза России. Потребитель может проверить эти данные – они находятся в открытом доступе.
Органический продукт отличает от остальных национальный знак единого образца – белый лист на зеленом фоне, а также двухмерный штрихкод, который при наведении на него технических средств «выведет» на информацию о продукте, содержащуюся в едином государственном реестре производителей органической продукции.
Органическая продукция из стран Евросоюза, также представленная на отечественном рынке, имеет свой знак отличия – евролист. Однако, обращают внимание эксперты Роскачества, законность использования евролиста не перепроверяется в России, и за ним может скрываться подделка.
Что касается обозначений «био», «эко», «натуральный» - это лишь маркетинговый ход производителей. Эти обозначения никак не регламентируются законом. То есть, производитель имеет право наносить их на упаковку, не имея никаких сертификатов.
Эксперты обращают на это особое внимание, потому что, как показал опрос, потребитель не всегда видит разницу между этими обозначениями. Для большинства респондентов обозначения «органический» и «натуральный» - идентичны.