Ещё несколько лет назад был поднят вопрос о том, почему игроки футбольных клубов предпочитают номера от 1 до 19. Уже тогда объяснялось, что такие цифры позволяют игроку выглядеть стройнее и быстрее, чем номера от 80 до 89. Однако научного объяснения у этого феномена не было – сейчас оно появилось.
Специалисты Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе провели два эксперимента. Испытуемые заявляли, что на изображении игроки в футболках с номерами от 10 до 19 выглядят тоньше, чем игроки с номерами от 80 до 89 – даже если размер тел на самом деле был одинаковым, – передаёт medicalXpress.
Эксперты поясняют, что на восприятие мира оказывают влияния наши предыдущие знания. В повседневной жизни числа, написанные на предметах – на пакете сахара в магазине или на гире в спортзале – обычно указывают на величину объекта. Чем выше число, тем массивнее объект. Мозг запоминает статистические ассоциации и закономерности, что в дальнейшем формирует восприятие.
Испытуемым предоставляли созданные на компьютере изображения игроков в одинаковых позах, но с разными размерами тела, цветом кожи и футболок и просили оценить их стройность. Каждого игрока испытуемые видели дважды – в футболках с более низкими и более высокими цифрами номеров. Игроки с номерами от 10 до 19 воспринимались как более худые, в сравнении с игроками с номерами от 80 до 89, независимо от размера тела, цвета кожи и футболки.
Позже эксперимент был повторён с личным присутствием спортсменов. Было предположение, что цифра «1» просто занимает меньше места, чем цифра «8», что и обеспечивает такой эффект. Но это предположение исследователи опровергли. Они составили комбинации из одинаковых цифр: 17 и 71, 18 и 81, 19 и 91. Во втором эксперименте испытуемые по-прежнему воспринимали игроков с более высокими цифрами как более крепких.
Авторы подтвердили гипотезу, что при восприятии размера тела мозг опирается на усвоенные ассоциации между числами и атрибутами размера объектов.
Они указали на то, что восприятие игроков зрителями, скорее всего, никак не сказывается на результатах спортсменов. Но в других сферах жизни такие перцептивные и когнитивные искажения могут быть более вредными – например, когда они оказывают влияние на суждения и поведение по отношению к другим людям, то, что называют предубеждением.