Любые состязания связаны с игровым азартом и выплеском адреналина, но в автоспорте их концентрация особенно высока. О том, как стать крутым гонщиком в Новосибирске, порталу «Сибмеда» рассказал Армен Арутюнян, президент Новосибирской федерации автомобильного спорта.
– Для мужчины автомобиль – фетиш, впрочем, сейчас и женщины неравнодушны к поездкам за рулём, скорости и экстриму. Насколько популярен автомобильный спорт у новосибирцев?
– Популярен. Несмотря на то, что у нас в городе есть определённые сложности с организацией площадок для тренировок и соревнований, есть много желающих заниматься автоспортом как на любительском, так и на профессиональном уровне. Популярны автомобильные гонки и среди болельщиков. На наши соревнования всегда собирается много зрителей – потому что далеко не каждое мероприятие обеспечивает такую зрелищность и остроту эмоций!
– Что может предложить Новосибирск спортсменам и любителям автомобильного спорта?
– В городе есть аккредитованная в Министерстве спорта автомобильная федерация, которая является региональным отделением Российской автомобильной ассоциации и представляет интересы автоспорта в Новосибирской области. Наша федерация охватывает все виды автоспорта, начиная от картинга и автокросса, заканчивая кольцевыми гонками и «Формулой 1».
К сожалению, сейчас у нас не представлен дрэг-рейсинг, в связи с тем, что старое место мы не можем использовать, а нового нет. Зато сегодня на подъёме дрифт. Хотя он официально не относится к видам автоспорта (пока), интерес к нему растёт. Информацию по видам автоспорта в Новосибирске, расположению трасс, расписанию соревнований и тренировок можно найти на нашем сайте naf54.ru.
– Где именно в Новосибирске поклонники автоспорта могут испытать себя и помериться силами с другими?
– Тренировки и соревнования проводятся на специально подготовленных площадках. Картодром, например, и небольшая трасса для автокросса есть в автомотоцентре – там тренируются дети. Трековые гонки мы организуем ежегодно на конном ипподроме. Для кросса в прошлом году строили трассу в Ордынке – в этом году тоже планируем провести там соревнования. Регулярно тренировки по дрифту проводятся на площадке Экспоцентра.
Зимой ледовые трассы строятся на озёрах – как только толщина льда достигает 40 см, это становится возможным. К сожалению, строительство «Сибирского кольца» – трассы, которая вывела бы наш город на международный уровень по автоспорту, двигается, мягко говоря, очень медленно. Из-за отсутствия профессиональной площадки возможности наших спортсменов реализуются не в полной мере.
– Как выглядят наши спортсмены на фоне других в российских соревнованиях?
– Я сам участвую в дрифте – у нас команда из двух пилотов, Yokateam. В «Российской дрифт серии» – официальных всероссийских соревнованиях по дрифту, по результатам сезона мы заняли 7-8 строчку. Есть система Bokamu – составленный на основе соревнований рейтинг пилотов дрифта, в который входят 657 российских спортсменов. Я в нём занимаю 6 место, а наш второй пилот, Евгений Спирин – 16 место.
– Впечатляющие результаты – верхние строчки рейтинга!
– Самые крутые пилоты дрифта – это Сибирь, это Красноярск. Потому что Красноярск – первый из сибирских городов, где появилось «Красное кольцо» – кольцевая гоночная трасса. Там раньше и активнее начали пропаганду дрифта, и он там на более высоком уровне развития находится. Мы, по сравнению с ними, ещё «молодые».
– Самое молодое и уже такое популярное направление автоспорта – расскажите, в чём суть дрифта?
– Отличительная черта дрифта в том, что основную часть трассы машина проходит боком, находясь в заносе. При этом пилот должен не просто преодолеть трассу, но и выполнить на высокой скорости задания, поставленные судьей. Все соревнования начинаются с квалификации. На старте каждому пилоту даётся 100 баллов. В зависимости от того, с каким углом, с какой скоростью он едет, насколько точно подъезжает к точкам передней и задней частью автомобиля – выставляются оценки.
За неточное выполнение заданий баллы снимаются. Так, кто-то приходит к финишу, сохранив все 100 баллов, а кто-то, бывает, все теряет. По результатам квалификации составляется топ-16 или топ-24. И затем начинается самое интересное – парные заезды. Задача парного дрифта – ездить как можно ближе друг к другу, расстояние между машинами может не превышать 5 см. Это очень эмоциональное зрелище! Скорость, динамичные повороты, дым, визг колёс! Победивший в парном заезде проходит дальше, а победитель выявляется в финальном заезде.
– Представляем, насколько это автошоу заводит публику!
– Дрифт, действительно, заводит зрителей. Во время заезда болельщиков не покидает ощущение, что машина вот-вот вылетит с трассы, влетит в блоки, произойдет столкновение – и это езда на грани щекочет нервы. Зрелищность – одна из целей дрифта: уже на этапе постановки задач судьей учитывается их «привлекательность» для гостей. В Новосибирске на соревнованиях по дрифту собирается до 4000-5000 человек, это при том, что они массово не анонсируются – это очень круто.
– Как обеспечивается в автоспорте безопасность пилотов, выполняющих такие «трюки»?
– Автоспорт не опаснее других видов спорта. Главное, соблюдать все требования безопасности. Автомобиль гонщика оборудуется особым образом. Во-первых, в нём должен быть омологированный каркас безопасности из труб определённого диаметра и жёсткости. Во-вторых, специальные ремни безопасности – 4-х, 5-ти точечные. В-третьих, пилот должен использовать негорючую одежду и шлем. Список можно продолжить. Конечно, он зависит и от формата гонок. В любительском дрифте, например, не требуется наличие каркаса – но там и скорости меньше, и задания проще. Хотя и здесь автомобиль перед стартом проходит технический контроль, проверяется выполнение пилотом всех требований.
– Другой стереотип автоспорта связан с тем, что это очень дорогое удовольствие, так ли это?
– Всё относительно. Представим, например, что у человека прямо сейчас возникло желание заниматься дрифтом. Что ему нужно? Автомобиль с задним приводом. Кто-то специально для тренировок приобретает, например, «копейку» за 10 000 рублей, меняет в ней некоторые настройки, «обувает» обычными шинами и вперёд. (Я сам зимой тренируюсь на ВАЗ 2101). Тренировки зимой проходят на ледовых трассах, обычно кататься на них пускают бесплатно, либо за символичную оплату, которая идёт на очистку трассы.
Другое дело – профессиональный дрифт. Здесь другие требования к автомобилю, к экипировке. Прошли те времена, когда на обычной стандартной машине можно было выиграть соревнования. Сегодня к машинам предъявляются жёсткие требования. Динамичный и зрелищный летний дрифт требует и других расходов: к примеру, задних колёс хватает на 2-3 заезда, за сезон уходит до 200 шин.
– Зимний дрифт и летний дрифт – в чём разница?
– Самое легкое – это зимний дрифт. По льду машина едет медленнее: гонщик успевает во время прохождения трассы анализировать, корректировать свои действия, постепенно доводя их до автоматизма. Летний дрифт – скоростной и динамичный. Там пилот не успевает думать – он действует, используя наработанные рефлексы. Поэтому, новичкам я рекомендую начинать тренироваться зимой – это будет хорошим вкладом в будущую результативность. Кроме того, как я уже сказал, зимний дрифт требует меньше расходов.
– А с чего начинали вы? Как возникла увлечённость автоспортом?
– В 2001 году я приобрёл Nissan Silvia – мощный, спортивный, очень крутой по тем временам автомобиль. Как-то на улице ко мне подъехали ребята и заговорили о гонках, которые они проводят. Предложили приехать, попробовать – что я и сделал. Так всё и началось: тренировки, гонки, призовые места. Я понял, что автоспорт – именно то, что подходит мне по темпераменту и характеру, то, что у меня получается. Стал заниматься профессионально, выигрывать в региональных и российских соревнованиях, а позже к этому добавилась и организаторская деятельность. Пришло понимание, что всё нужно делать по правилам, легально, соблюдать безопасность – как раз тогда возникла наша федерация автомобильного спорта.
– Дрифт – чисто мужское увлечение?
– Нет, у нас тренируются и девушки. Успех в дрифте зависит не от пола: важнее – больше тренироваться, чтобы рефлекторно всё хорошо получалось, тогда пилот в любой сложной ситуации сделает правильное движение и сможет показать хороший результат.
– Со скольки лет дети могут начать заниматься автоспортом?
– Дрифтом – с 16 лет. В соревнованиях по автомногоборью, которые проводятся на базе автомотоцентра, принимают участие и дети, и подростки. У них задания подобны обучению в автошколе: тренируются навыки езды, парковки, заезда в гараж и т.д.
Младшие школьники без нормативов тренируются, для старших разработаны системы оценки. Среди юных гонщиков популярен картинг. Кататься можно на прокатных карах, а если ребёнок показывает успехи и метит в профессионалы – ему требуется собственный карт, он начинает ездить на соревнования и строить свою карьеру.
– Что можно сказать родителям в пользу автоспорта?
– В нашей жизни не обойтись без автомобиля. Если ребёнок с детства занимается автоспортом – к нему планомерно приходит понимание того, как нужно водить, формируются необходимые умения и навыки. И когда в 18 лет он получает права – он сразу становится полноценным водителем. Ведь сколько аварий происходит по вине молодых автомобилистов, которые сразу после автошколы выезжают на городские улицы!
Кроме того, мальчишки с рождения неравнодушны к машинам – отдавая ребёнка в автоспорт, можно осуществить его заветную мечту, позволить заниматься тем, что его увлекает. Также хотел бы ещё раз сказать про мнение о том, что автомобильный спорт опасен – это не так. Принимается много мер по безопасности и, если их соблюдать – риски сведутся к нулю.
Статьи по теме: «Евгений Подгорный: Новосибирск воспитывает чемпионов»
«Станислав Поздняков: новые победы»
– Для мужчины автомобиль – фетиш, впрочем, сейчас и женщины неравнодушны к поездкам за рулём, скорости и экстриму. Насколько популярен автомобильный спорт у новосибирцев?
– Популярен. Несмотря на то, что у нас в городе есть определённые сложности с организацией площадок для тренировок и соревнований, есть много желающих заниматься автоспортом как на любительском, так и на профессиональном уровне. Популярны автомобильные гонки и среди болельщиков. На наши соревнования всегда собирается много зрителей – потому что далеко не каждое мероприятие обеспечивает такую зрелищность и остроту эмоций!
– Что может предложить Новосибирск спортсменам и любителям автомобильного спорта?
– В городе есть аккредитованная в Министерстве спорта автомобильная федерация, которая является региональным отделением Российской автомобильной ассоциации и представляет интересы автоспорта в Новосибирской области. Наша федерация охватывает все виды автоспорта, начиная от картинга и автокросса, заканчивая кольцевыми гонками и «Формулой 1».
К сожалению, сейчас у нас не представлен дрэг-рейсинг, в связи с тем, что старое место мы не можем использовать, а нового нет. Зато сегодня на подъёме дрифт. Хотя он официально не относится к видам автоспорта (пока), интерес к нему растёт. Информацию по видам автоспорта в Новосибирске, расположению трасс, расписанию соревнований и тренировок можно найти на нашем сайте naf54.ru.
– Где именно в Новосибирске поклонники автоспорта могут испытать себя и помериться силами с другими?
– Тренировки и соревнования проводятся на специально подготовленных площадках. Картодром, например, и небольшая трасса для автокросса есть в автомотоцентре – там тренируются дети. Трековые гонки мы организуем ежегодно на конном ипподроме. Для кросса в прошлом году строили трассу в Ордынке – в этом году тоже планируем провести там соревнования. Регулярно тренировки по дрифту проводятся на площадке Экспоцентра.
Зимой ледовые трассы строятся на озёрах – как только толщина льда достигает 40 см, это становится возможным. К сожалению, строительство «Сибирского кольца» – трассы, которая вывела бы наш город на международный уровень по автоспорту, двигается, мягко говоря, очень медленно. Из-за отсутствия профессиональной площадки возможности наших спортсменов реализуются не в полной мере.
– Как выглядят наши спортсмены на фоне других в российских соревнованиях?
– Я сам участвую в дрифте – у нас команда из двух пилотов, Yokateam. В «Российской дрифт серии» – официальных всероссийских соревнованиях по дрифту, по результатам сезона мы заняли 7-8 строчку. Есть система Bokamu – составленный на основе соревнований рейтинг пилотов дрифта, в который входят 657 российских спортсменов. Я в нём занимаю 6 место, а наш второй пилот, Евгений Спирин – 16 место.
– Впечатляющие результаты – верхние строчки рейтинга!
– Самые крутые пилоты дрифта – это Сибирь, это Красноярск. Потому что Красноярск – первый из сибирских городов, где появилось «Красное кольцо» – кольцевая гоночная трасса. Там раньше и активнее начали пропаганду дрифта, и он там на более высоком уровне развития находится. Мы, по сравнению с ними, ещё «молодые».
– Самое молодое и уже такое популярное направление автоспорта – расскажите, в чём суть дрифта?
– Отличительная черта дрифта в том, что основную часть трассы машина проходит боком, находясь в заносе. При этом пилот должен не просто преодолеть трассу, но и выполнить на высокой скорости задания, поставленные судьей. Все соревнования начинаются с квалификации. На старте каждому пилоту даётся 100 баллов. В зависимости от того, с каким углом, с какой скоростью он едет, насколько точно подъезжает к точкам передней и задней частью автомобиля – выставляются оценки.
За неточное выполнение заданий баллы снимаются. Так, кто-то приходит к финишу, сохранив все 100 баллов, а кто-то, бывает, все теряет. По результатам квалификации составляется топ-16 или топ-24. И затем начинается самое интересное – парные заезды. Задача парного дрифта – ездить как можно ближе друг к другу, расстояние между машинами может не превышать 5 см. Это очень эмоциональное зрелище! Скорость, динамичные повороты, дым, визг колёс! Победивший в парном заезде проходит дальше, а победитель выявляется в финальном заезде.
– Представляем, насколько это автошоу заводит публику!
– Дрифт, действительно, заводит зрителей. Во время заезда болельщиков не покидает ощущение, что машина вот-вот вылетит с трассы, влетит в блоки, произойдет столкновение – и это езда на грани щекочет нервы. Зрелищность – одна из целей дрифта: уже на этапе постановки задач судьей учитывается их «привлекательность» для гостей. В Новосибирске на соревнованиях по дрифту собирается до 4000-5000 человек, это при том, что они массово не анонсируются – это очень круто.
– Как обеспечивается в автоспорте безопасность пилотов, выполняющих такие «трюки»?
– Автоспорт не опаснее других видов спорта. Главное, соблюдать все требования безопасности. Автомобиль гонщика оборудуется особым образом. Во-первых, в нём должен быть омологированный каркас безопасности из труб определённого диаметра и жёсткости. Во-вторых, специальные ремни безопасности – 4-х, 5-ти точечные. В-третьих, пилот должен использовать негорючую одежду и шлем. Список можно продолжить. Конечно, он зависит и от формата гонок. В любительском дрифте, например, не требуется наличие каркаса – но там и скорости меньше, и задания проще. Хотя и здесь автомобиль перед стартом проходит технический контроль, проверяется выполнение пилотом всех требований.
– Другой стереотип автоспорта связан с тем, что это очень дорогое удовольствие, так ли это?
– Всё относительно. Представим, например, что у человека прямо сейчас возникло желание заниматься дрифтом. Что ему нужно? Автомобиль с задним приводом. Кто-то специально для тренировок приобретает, например, «копейку» за 10 000 рублей, меняет в ней некоторые настройки, «обувает» обычными шинами и вперёд. (Я сам зимой тренируюсь на ВАЗ 2101). Тренировки зимой проходят на ледовых трассах, обычно кататься на них пускают бесплатно, либо за символичную оплату, которая идёт на очистку трассы.
Другое дело – профессиональный дрифт. Здесь другие требования к автомобилю, к экипировке. Прошли те времена, когда на обычной стандартной машине можно было выиграть соревнования. Сегодня к машинам предъявляются жёсткие требования. Динамичный и зрелищный летний дрифт требует и других расходов: к примеру, задних колёс хватает на 2-3 заезда, за сезон уходит до 200 шин.
– Зимний дрифт и летний дрифт – в чём разница?
– Самое легкое – это зимний дрифт. По льду машина едет медленнее: гонщик успевает во время прохождения трассы анализировать, корректировать свои действия, постепенно доводя их до автоматизма. Летний дрифт – скоростной и динамичный. Там пилот не успевает думать – он действует, используя наработанные рефлексы. Поэтому, новичкам я рекомендую начинать тренироваться зимой – это будет хорошим вкладом в будущую результативность. Кроме того, как я уже сказал, зимний дрифт требует меньше расходов.
– А с чего начинали вы? Как возникла увлечённость автоспортом?
– В 2001 году я приобрёл Nissan Silvia – мощный, спортивный, очень крутой по тем временам автомобиль. Как-то на улице ко мне подъехали ребята и заговорили о гонках, которые они проводят. Предложили приехать, попробовать – что я и сделал. Так всё и началось: тренировки, гонки, призовые места. Я понял, что автоспорт – именно то, что подходит мне по темпераменту и характеру, то, что у меня получается. Стал заниматься профессионально, выигрывать в региональных и российских соревнованиях, а позже к этому добавилась и организаторская деятельность. Пришло понимание, что всё нужно делать по правилам, легально, соблюдать безопасность – как раз тогда возникла наша федерация автомобильного спорта.
– Дрифт – чисто мужское увлечение?
– Нет, у нас тренируются и девушки. Успех в дрифте зависит не от пола: важнее – больше тренироваться, чтобы рефлекторно всё хорошо получалось, тогда пилот в любой сложной ситуации сделает правильное движение и сможет показать хороший результат.
– Со скольки лет дети могут начать заниматься автоспортом?
– Дрифтом – с 16 лет. В соревнованиях по автомногоборью, которые проводятся на базе автомотоцентра, принимают участие и дети, и подростки. У них задания подобны обучению в автошколе: тренируются навыки езды, парковки, заезда в гараж и т.д.
Младшие школьники без нормативов тренируются, для старших разработаны системы оценки. Среди юных гонщиков популярен картинг. Кататься можно на прокатных карах, а если ребёнок показывает успехи и метит в профессионалы – ему требуется собственный карт, он начинает ездить на соревнования и строить свою карьеру.
– Что можно сказать родителям в пользу автоспорта?
– В нашей жизни не обойтись без автомобиля. Если ребёнок с детства занимается автоспортом – к нему планомерно приходит понимание того, как нужно водить, формируются необходимые умения и навыки. И когда в 18 лет он получает права – он сразу становится полноценным водителем. Ведь сколько аварий происходит по вине молодых автомобилистов, которые сразу после автошколы выезжают на городские улицы!
Кроме того, мальчишки с рождения неравнодушны к машинам – отдавая ребёнка в автоспорт, можно осуществить его заветную мечту, позволить заниматься тем, что его увлекает. Также хотел бы ещё раз сказать про мнение о том, что автомобильный спорт опасен – это не так. Принимается много мер по безопасности и, если их соблюдать – риски сведутся к нулю.
Статьи по теме: «Евгений Подгорный: Новосибирск воспитывает чемпионов»
«Станислав Поздняков: новые победы»
Подробнее о проекте «Я – в спорте!» читайте здесь