Учёные российского Института проблем передачи информации им. А. А. Харкевича провели эксперимент. Они предложили школьникам выполнить задания по русскому языку и математике с ароматизацией класса эфирными маслами и без ароматизации, после чего сравнили результаты.
Об эксперименте, целью которого было изучение влияния запаха эфирных масел на выполнение заданий школьниками, рассказала кандидат биологических наук, педагог, старший научный сотрудник ИППИ РАН Елена Родионова.
«Давно известно, что те или иные запахи, ароматы могут по-разному влиять на эмоции, память, настроение человека и даже его когнитивные, то есть мыслительные способности», – пояснила Елена Родионова КП.ру.
В эксперименте приняли участие ученики 3 – 6 классов. Детям было предложено написать работы по русскому языку и математике. Для первого предмета были выбраны словарный диктант и контрольное списывание текста, с целью проверки концентрации внимания.
По второму предмету ученики должны были решить задачи и написать арифметический диктант: решить предложенный пример в уме и записать ответ.
На протяжении эксперимента в классах поочерёдно размещали два вида полосок: пропитанные определённым эфирным маслом для создания ненавязчивого аромата и пропитанные минеральным маслом, не имеющим запаха (по аналогии с плацебо). Затем исследователи сравнили количество ошибок, сделанных школьниками, на фоне аромата и без него.
Предварительно для изучения было отобрано 4 эфирных масла: мятное, лавандовое, гвоздичное и розовое. Однако от двух последних учёные отказались, поскольку, как выяснилось, они вызывали у некоторых участников эксперимента неприятные ассоциации.
А вот оставшиеся в эксперименте мятное и лавандовое масла показали неожиданные результаты.
Оказалось, что на фоне мятного аромата ребята допускали меньше ошибок во всех видах работ, кроме контрольного списывания. Таким образом, можно сделать вывод, что мята помогает в процессах поиска решения, «пробуждает» аналитические способности, однако не способствует (но и не мешает) концентрации внимания.
Лавандовый аромат, в свою очередь, положительно сказался на результатах работ по русскому языку: под его воздействием ученики допускали заметно меньше ошибок. Однако по математике ошибок на лавандовом фоне стало больше.
Такой эффект специалист объяснила тем, что запах лаванды действует расслабляюще, что, по всей видимости, мешает выполнению заданий по математике.