Весенний период для многих – время обострения лор-заболеваний. Мы узнали у оториноларингологов: нужно ли лечить насморк, стоит ли удалять аденоиды, как вылечить гайморит без проколов, и, в целом, какие методы лечения и профилактики рекомендуют сегодня лор-врачи?
Лор-заболевания: сибирская специфика
Болезни уха, носа и горла – одни из самых распространённых. Особенно у нас – жителей Сибири, из-за длинной зимы и резких перепадов температур, проблемы с лор-органами возникают регулярно.
На вопрос о том, отражается ли наш климат на клинической картине здоровья, Дина Рахимьяновна Фахертдинова, врач-оториноларинголог центра «Аванта-мед», сурдолог, фониатр высшей категории, ответила, что определённые закономерности есть.
«Когда я выезжаю в другие города на конференции, я отмечаю, что врачей из разных регионов интересуют разные вопросы по ЛОР-заболеваниям. Врачи из Сибирского региона традиционно интересуются тонзиллитами, синуситами, гайморитами, тогда как для европейской части, например, больше актуальны отиты», – поясняет она.
«Среди пациентов с лор-патологиями преобладает детское звено, – замечает Марина Владимировна Шоларь, к.м.н., врач-отоларинголог высшей категории медицинского кабинета «ЛОР-тайм», – что, в общем, объяснимо: это и несостоятельность иммунитета, и большая подверженность инфекционным заболеваниям в связи с походами в сад, в школу. А резко континентальный климат еще больше способствует распространению лор-патологий».
Доктор добавляет, что, учитывая мутационные процессы, происходящие с инфекциями, они сейчас быстро переходят от «просто насморка» в насморк с бактериальной составляющей. Поэтому присказка «лечи – не лечи, а насморк длится 7 дней» уже не актуальна. Нужно лечить! Гаймориты, отиты развиваются сейчас очень быстро.
В ряду распространённых диагнозов есть и хронический тонзиллит – им страдают 6-7% населения. Любая гнойная ангина, по словам Дины Рахимьяновны, может спровоцировать это заболевание.
«Человек может не ощущать этого до определённого периода, но стоит во время приёма надавить на его миндалину – и появится гной, казеозные пробки. И когда пациента полечишь, он начинает понимать, как отличается качество жизни с тонзиллитом и без него», – добавляет она.
Людям с хроническим тонзиллитом рекомендуется сдавать анализы крови, определяющие, не угрожает ли это заболевание сердцу, суставам, почкам – что встречается нередко среди тех, кто не следит за течением болезни.
Лечить лор-патологии в Новосибирске можно без проблем. По мнению экспертов, в городе есть и хорошие специалисты, и оснащенные по последним тенденциям кабинеты.
«Я считаю, что даже в сравнении с Москвой и Питером рынок лор-услуг у нас достойно представлен. Помимо муниципальных, есть много частных центров, в том числе и хирургических, которые рассчитаны на пациентов с разными проблемами и уровнем доходов», – высказывается Марина Владимировна, добавляя, что в Новосибирске очень дружественное сообщество лор-врачей, которые регулярно встречаются на конференциях, обсуждают актуальные темы.
В законодательном плане деления на детских и взрослых лор-врачей у нас нет. Как правило, все новосибирские оториноларингологи – выпускники лечебного факультета, и только некоторые из них – бывшие педиатры. Наши эксперты, описывая своих пациентов, отмечают, что часто к ним приходят лечиться целыми семьями. И такой подход вполне оправдан: часто у детей и их родителей обнаруживаются схожие клинические картины, обусловленные генетически в том числе, их совместное лечение ускоряет процесс выздоровления.
Основная тенденция – органосохранение
Общая тенденция в лечении лор-патологий сегодня – это органосохранение.
«Лор-профессия всегда была больше хирургической, направленной на удаление, – делится Марина Владимировна, – но сейчас ситуация изменилась: мы лечим пациентов амбулаторно, сохраняя им органы, а к хирургам отправляем строго по показаниям».
Например, если раньше единственным способом лечения тонзиллита было удаление миндалин, то сегодня врачи предпочитают консервативное лечение.
«Тонзиллор, промывание – комбинация различных методов в сочетании с лекарственными препаратами даёт возможность сохранить миндалины. А они нужны нам для защиты: после удаления миндалин человек может столкнуться с частым проявлением ларингитов, трахеитов, бронхитов», – поясняет Дина Рахимьяновна.
Это, в первую очередь, актуально для детей. У маленьких пациентов всё чаще и чаще диагностируется аденоидит. На его распространённость влияет и повышенный уровень аллергизации, и плохая экологическая обстановка, и некачественное продукты питания. Возникают проблемы с устойчивостью к антибиотикам, с мутацией бактерий, которые активно развиваются.
В отношении аденоидов также применяется органосохраняющий подход.
«До 4-5 лет совместно с иммунологами, педиатрами мы боремся за это орган, – говорит доктор Шоларь. – До 5 лет этот орган нам очень нужен как фактор защиты. Удаляются аденоиды только в крайне серьёзных ситуациях, например, когда они влияют на жизненно важные органы, такие как органы слуха».
Справится с аденоидами помогают и современные назальные гормональные препараты. Несмотря на гормонофобию, которая, по словам экспертов, существует у родителей, эти препараты применяются и приводят к хорошему результату: они сдерживают рост адненоидной ткани и помогают ребёнку «перерасти» процесс её активного роста.
Есть ультразвуковые методы лечения аденоидных вегетаций. Для маленьких пациентов, которые плохо переносят внутриносовые вмешательства и не позволяют залезать к себе в нос с приборами – это альтернативная методика лечения.
Однако главными принципами лечения в лор-кабинетах, как и много лет назад, остаются санации и ирригации.
«Лор-органы – это такие органы, которые нужно мыть и дренировать, тогда только будут действовать и препараты. Если мы не отмоем нос как следует – капать капли можно очень долго. Если мы не отмоем миндалины – то все спреи будут действовать не так эффективно, как нам бы хотелось. Это наши фильтры, которые первыми реагируют на все инфекции, и помощь им должна быть быстрая и своевременная», – поясняет Марина Владимировна.
На протяжении многих лет одним из основных помощников лоров является аппарат «тонзиллор». Это изобретение томского учёного Педдера прославилось на весь мир как действенная методика лечения хронических тонзиллитов.
«Я более 25 лет использую в работе эту методику, – делится опытом доктор Фахертдинова. – Этот метод очень широко применяется в Сибири. С момента своей разработки «тонзиллор» выпускался в нескольких модификациях. Сейчас я работаю на новейшем аппарате: он стал мощнее, благодаря чему значительно сократилось и время проведения процедуры».
Пациентам с гайморитом частные городские лор-кабинеты могут предложить использовать ямик-катетер. Это отечественная система для лечения гайморита без прокола, запатентованная в Америке и Японии. Методика применяется уже довольно давно, но эффективность, безопасность и больший (по сравнению с проколом) комфорт для пациентов позволяют отнести её к актуальным способам амбулаторной терапии.
Главное достижение – эндоскопия
Если в целом оценивать отечественный рынок лор-услуг, то к последним его достижениям можно отнести эндоскопическое оборудование. Оно использовалось и раньше – но только в хирургии, при проведении операций. Сегодня эндоскопы используются лорами для диагностики – они позволяют достоверно визуализировать клиническую картину. Благодаря эндоскопу, врач чётко видит на экране все патологии, объективно оценивая их особенности. При необходимости, он может записать на диск или распечатать эти изображения для пациента.
Эндоскопия во многих случаях заменила собой рентген, что имеет особое значение для детей и беременных женщин. Кроме того, высокоточное оборудование способно на самых ранних стадиях обнаружить новообразования.
«Например, полипы в гайморовых пазухах, – уточняет Дина Рахимьяновна. – Обнаружив полип, мы сразу назначаем местное лечение, что часто помогает избежать операций. В моей практике были случаи, когда мы обнаруживали на самых ранних стадиях онкологические заболевания – и пациент обходился деликатной операцией».
Специалист добавляет, что курящим людям рекомендуется раз в год проходить эндоскопическое обследование – они находятся в группе риска по онкологическим заболеваниям гортани.
Лор-врачи отмечают, что на профилактические осмотры пациенты к ним приходят не так часто – в основном в период осложнения или после перенесённых заболеваний. Доктор Шоларь озвучивает, что, к примеру, только 30% из тех, кто страдает хроническим тонзиллитом, контролирует течение заболевания. Свои пациентам она рекомендует своевременно готовиться к «сезону простуд»: приходить к оториноларингологу в августе-сентябре, сдавать мазки, проходить процедуры, готовя лор-органы к атакам вирусов. Если же заболевание уже настигло, не нужно самостоятельно принимать антибиотики – их должен назначить врач. Если местные спреи не справляются с болью в горле 3-4 дня – обратитесь к специалисту, чтобы установить диагноз и получить эффективное лечение.
Также, по мнению Марины Владимировны, хорошей мерой для укрепления здоровья может стать посещение соляных пещер.
«Поскольку мы с вами живём в дефиците инсоляции, соляные пещеры будут полезны для организма, особенно во второй половине зимы, с января по март. Причём посещать их советуем даже пациентам, которые не страдают частыми простудными заболеваниями. Единственное, не стоит посещать их совершенно бесконтрольно, лучше, всё-таки, получить консультацию специалиста», – отвечает на вопрос оториноларинголог. Сегодня галотерапия доступна для новосибирцев – в городе работают специализированные центры.
Олеся Донец, директор оздоровительного центра «Соль Сити», рассказала, что посещать соляные пещеры в профилактических целях можно регулярно, включив это в график своей жизни наравне с посещением бассейна, тренажерного зала и т.д.
«Специалисты нашего центра разработали для своих клиентов особую систему посещения – «галогигиену», поддерживающие и сохраняющие полезный эффект сеансы», – сообщает она.
Читайте по теме: «Насморк и гайморит: тонкая грань»
«ЛОР-заболевания успешно лечатся гомеопатией»
«Пещеры здоровья»
Лор-заболевания: сибирская специфика
Болезни уха, носа и горла – одни из самых распространённых. Особенно у нас – жителей Сибири, из-за длинной зимы и резких перепадов температур, проблемы с лор-органами возникают регулярно.
На вопрос о том, отражается ли наш климат на клинической картине здоровья, Дина Рахимьяновна Фахертдинова, врач-оториноларинголог центра «Аванта-мед», сурдолог, фониатр высшей категории, ответила, что определённые закономерности есть.
«Когда я выезжаю в другие города на конференции, я отмечаю, что врачей из разных регионов интересуют разные вопросы по ЛОР-заболеваниям. Врачи из Сибирского региона традиционно интересуются тонзиллитами, синуситами, гайморитами, тогда как для европейской части, например, больше актуальны отиты», – поясняет она.
«Среди пациентов с лор-патологиями преобладает детское звено, – замечает Марина Владимировна Шоларь, к.м.н., врач-отоларинголог высшей категории медицинского кабинета «ЛОР-тайм», – что, в общем, объяснимо: это и несостоятельность иммунитета, и большая подверженность инфекционным заболеваниям в связи с походами в сад, в школу. А резко континентальный климат еще больше способствует распространению лор-патологий».
Доктор добавляет, что, учитывая мутационные процессы, происходящие с инфекциями, они сейчас быстро переходят от «просто насморка» в насморк с бактериальной составляющей. Поэтому присказка «лечи – не лечи, а насморк длится 7 дней» уже не актуальна. Нужно лечить! Гаймориты, отиты развиваются сейчас очень быстро.
В ряду распространённых диагнозов есть и хронический тонзиллит – им страдают 6-7% населения. Любая гнойная ангина, по словам Дины Рахимьяновны, может спровоцировать это заболевание.
«Человек может не ощущать этого до определённого периода, но стоит во время приёма надавить на его миндалину – и появится гной, казеозные пробки. И когда пациента полечишь, он начинает понимать, как отличается качество жизни с тонзиллитом и без него», – добавляет она.
Людям с хроническим тонзиллитом рекомендуется сдавать анализы крови, определяющие, не угрожает ли это заболевание сердцу, суставам, почкам – что встречается нередко среди тех, кто не следит за течением болезни.
Лечить лор-патологии в Новосибирске можно без проблем. По мнению экспертов, в городе есть и хорошие специалисты, и оснащенные по последним тенденциям кабинеты.
«Я считаю, что даже в сравнении с Москвой и Питером рынок лор-услуг у нас достойно представлен. Помимо муниципальных, есть много частных центров, в том числе и хирургических, которые рассчитаны на пациентов с разными проблемами и уровнем доходов», – высказывается Марина Владимировна, добавляя, что в Новосибирске очень дружественное сообщество лор-врачей, которые регулярно встречаются на конференциях, обсуждают актуальные темы.
В законодательном плане деления на детских и взрослых лор-врачей у нас нет. Как правило, все новосибирские оториноларингологи – выпускники лечебного факультета, и только некоторые из них – бывшие педиатры. Наши эксперты, описывая своих пациентов, отмечают, что часто к ним приходят лечиться целыми семьями. И такой подход вполне оправдан: часто у детей и их родителей обнаруживаются схожие клинические картины, обусловленные генетически в том числе, их совместное лечение ускоряет процесс выздоровления.
Основная тенденция – органосохранение
Общая тенденция в лечении лор-патологий сегодня – это органосохранение.
«Лор-профессия всегда была больше хирургической, направленной на удаление, – делится Марина Владимировна, – но сейчас ситуация изменилась: мы лечим пациентов амбулаторно, сохраняя им органы, а к хирургам отправляем строго по показаниям».
Например, если раньше единственным способом лечения тонзиллита было удаление миндалин, то сегодня врачи предпочитают консервативное лечение.
«Тонзиллор, промывание – комбинация различных методов в сочетании с лекарственными препаратами даёт возможность сохранить миндалины. А они нужны нам для защиты: после удаления миндалин человек может столкнуться с частым проявлением ларингитов, трахеитов, бронхитов», – поясняет Дина Рахимьяновна.
Это, в первую очередь, актуально для детей. У маленьких пациентов всё чаще и чаще диагностируется аденоидит. На его распространённость влияет и повышенный уровень аллергизации, и плохая экологическая обстановка, и некачественное продукты питания. Возникают проблемы с устойчивостью к антибиотикам, с мутацией бактерий, которые активно развиваются.
В отношении аденоидов также применяется органосохраняющий подход.
«До 4-5 лет совместно с иммунологами, педиатрами мы боремся за это орган, – говорит доктор Шоларь. – До 5 лет этот орган нам очень нужен как фактор защиты. Удаляются аденоиды только в крайне серьёзных ситуациях, например, когда они влияют на жизненно важные органы, такие как органы слуха».
Справится с аденоидами помогают и современные назальные гормональные препараты. Несмотря на гормонофобию, которая, по словам экспертов, существует у родителей, эти препараты применяются и приводят к хорошему результату: они сдерживают рост адненоидной ткани и помогают ребёнку «перерасти» процесс её активного роста.
Есть ультразвуковые методы лечения аденоидных вегетаций. Для маленьких пациентов, которые плохо переносят внутриносовые вмешательства и не позволяют залезать к себе в нос с приборами – это альтернативная методика лечения.
Однако главными принципами лечения в лор-кабинетах, как и много лет назад, остаются санации и ирригации.
«Лор-органы – это такие органы, которые нужно мыть и дренировать, тогда только будут действовать и препараты. Если мы не отмоем нос как следует – капать капли можно очень долго. Если мы не отмоем миндалины – то все спреи будут действовать не так эффективно, как нам бы хотелось. Это наши фильтры, которые первыми реагируют на все инфекции, и помощь им должна быть быстрая и своевременная», – поясняет Марина Владимировна.
На протяжении многих лет одним из основных помощников лоров является аппарат «тонзиллор». Это изобретение томского учёного Педдера прославилось на весь мир как действенная методика лечения хронических тонзиллитов.
«Я более 25 лет использую в работе эту методику, – делится опытом доктор Фахертдинова. – Этот метод очень широко применяется в Сибири. С момента своей разработки «тонзиллор» выпускался в нескольких модификациях. Сейчас я работаю на новейшем аппарате: он стал мощнее, благодаря чему значительно сократилось и время проведения процедуры».
Пациентам с гайморитом частные городские лор-кабинеты могут предложить использовать ямик-катетер. Это отечественная система для лечения гайморита без прокола, запатентованная в Америке и Японии. Методика применяется уже довольно давно, но эффективность, безопасность и больший (по сравнению с проколом) комфорт для пациентов позволяют отнести её к актуальным способам амбулаторной терапии.
Главное достижение – эндоскопия
Если в целом оценивать отечественный рынок лор-услуг, то к последним его достижениям можно отнести эндоскопическое оборудование. Оно использовалось и раньше – но только в хирургии, при проведении операций. Сегодня эндоскопы используются лорами для диагностики – они позволяют достоверно визуализировать клиническую картину. Благодаря эндоскопу, врач чётко видит на экране все патологии, объективно оценивая их особенности. При необходимости, он может записать на диск или распечатать эти изображения для пациента.
Эндоскопия во многих случаях заменила собой рентген, что имеет особое значение для детей и беременных женщин. Кроме того, высокоточное оборудование способно на самых ранних стадиях обнаружить новообразования.
«Например, полипы в гайморовых пазухах, – уточняет Дина Рахимьяновна. – Обнаружив полип, мы сразу назначаем местное лечение, что часто помогает избежать операций. В моей практике были случаи, когда мы обнаруживали на самых ранних стадиях онкологические заболевания – и пациент обходился деликатной операцией».
Специалист добавляет, что курящим людям рекомендуется раз в год проходить эндоскопическое обследование – они находятся в группе риска по онкологическим заболеваниям гортани.
Лор-врачи отмечают, что на профилактические осмотры пациенты к ним приходят не так часто – в основном в период осложнения или после перенесённых заболеваний. Доктор Шоларь озвучивает, что, к примеру, только 30% из тех, кто страдает хроническим тонзиллитом, контролирует течение заболевания. Свои пациентам она рекомендует своевременно готовиться к «сезону простуд»: приходить к оториноларингологу в августе-сентябре, сдавать мазки, проходить процедуры, готовя лор-органы к атакам вирусов. Если же заболевание уже настигло, не нужно самостоятельно принимать антибиотики – их должен назначить врач. Если местные спреи не справляются с болью в горле 3-4 дня – обратитесь к специалисту, чтобы установить диагноз и получить эффективное лечение.
Также, по мнению Марины Владимировны, хорошей мерой для укрепления здоровья может стать посещение соляных пещер.
«Поскольку мы с вами живём в дефиците инсоляции, соляные пещеры будут полезны для организма, особенно во второй половине зимы, с января по март. Причём посещать их советуем даже пациентам, которые не страдают частыми простудными заболеваниями. Единственное, не стоит посещать их совершенно бесконтрольно, лучше, всё-таки, получить консультацию специалиста», – отвечает на вопрос оториноларинголог. Сегодня галотерапия доступна для новосибирцев – в городе работают специализированные центры.
Олеся Донец, директор оздоровительного центра «Соль Сити», рассказала, что посещать соляные пещеры в профилактических целях можно регулярно, включив это в график своей жизни наравне с посещением бассейна, тренажерного зала и т.д.
«Специалисты нашего центра разработали для своих клиентов особую систему посещения – «галогигиену», поддерживающие и сохраняющие полезный эффект сеансы», – сообщает она.
Читайте по теме: «Насморк и гайморит: тонкая грань»
«ЛОР-заболевания успешно лечатся гомеопатией»
«Пещеры здоровья»