18+

Юлия Моисеева

5

Выход в плавание: в каком возрасте учить ребёнка плаванию, и как не отпугнуть его от воды навсегда

Детский тренер по плаванию ответила на самые частые вопросы родителей

Выход в плавание: в каком возрасте учить ребёнка плаванию, и как не отпугнуть его от воды навсегда
Источник изображения: личный архив Ольги Стрельцовой

Что делать, если ребёнок боится воды? Можно ли самому стать педагогом для будущего пловца, или лучше довериться специалисту? Как выбрать для ребёнка первого тренера? На эти и другие вопросы ответила детский инструктор по раннему плаванию Ольга Стрельцова.

– Как часто вы сталкиваетесь с тем, что ребёнок боится воды? В каком возрасте чаще всего возникают такие страхи, как их преодолеть?

– Есть много вещей, которые могут напугать ребёнка, но страх воды как таковой характерен для достаточного позднего возраста, когда он уже понимает, что боится утонуть. А самые маленькие могут бояться чего угодно. Например, им может не нравится лежать на спине, потому что нет твёрдой опоры и они чувствуют невесомость. Кроме того, вода попадает в рот, нос, уши, глаза – это тоже может пугать. Боятся и смены обстановки, чужих людей. Это проявляется у детей от полугода, когда они начинают разделять взрослых на своих и чужих.

Чтобы ребёнок преодолел страх, нужно не форсировать события, дать ему время. Обычно родители не выдерживают эмоционально – тяжело искать какие-то пути решения, когда ребёнок плачет. Многие хотят пройти адаптацию побыстрее, поэтому делают вывод, что ребёнку не нравится вода. Хотя на самом деле это не так, просто у всех период адаптации разный. Мягче всего он проходит, когда мама находится в воде вместе с ребенком, держит его в своих руках.

У меня был случай, когда ребёнок испугался большого количества людей. Ему было шесть месяцев – тот возраст, когда дети уже понимают, что есть мама, а есть кто-то другой. Мама с ребёнком зашла в воду, и у малыша случилась истерика. Никакие рекомендации не помогали, мама не могла ничего сделать. Тогда я посоветовала ей выйти из воды и просто понаблюдать вместе с ребёнком за тем, что происходит вокруг. Они походили по периметру бассейна, мама успокоилась, ребёнок тоже стал успокаиваться. На следующий день они также ходили, но в конце занятия зашли в воду и продолжили спокойно заниматься в бассейне.

– В каком возрасте ребёнка можно учить плавать самостоятельно?

– Считается, что это пять-шесть лет, но, на мой взгляд, оптимальный возраст – всё-таки шесть лет. В пять лет ребёнку ещё хочется играть, а не учиться. К шести годам большинство детей уже могут контролировать себя, проявлять усидчивость, самостоятельность, способны осознанно выполнять упражнения. Но дети разные и все очень индивидуально.

Многие тренеры, в том числе мой наставник, говорят: до пяти-шести лет нечего делать в бассейне, если говорить о плавании как о виде спорта.

Но существует грудничковое и раннее плавание, целью которого является общее развитие ребенка, укрепление здоровья, положительные эмоции и подготовка к дальнейшему обучению плаванию. Да, малыши тоже плавают – совершают плавательные движения в воде, но это не плавание в чистом виде. Тем более, что до 2,5 – 3 лет дети не способны плавать на поверхности воды и всплывать для самостоятельного вдоха, они передвигаются под водой в виду физиологчиексих особенностей данного возраста (относительно большая голова по отношению к туловищу). Поэтому рядом обязательно должен быть контролирующий взрослый.

– В таком случае, какие навыки и какую пользу для развития получает малыш во время грудничкового плавания?

– Плюсы занятий в воде есть всегда, и в разном возрасте они свои. У малышей это развитие дыхательной, сердечно-сосудистой систем, укрепление мышечного корсета, позвоночника, правильное формирование осанки – у детей кости ещё слабые, и неправильная нагрузка может дать проблемы с осанкой в более старшем возрасте. Это и профилактика плоскостопия. Лучше работают мышцы, лучше циркулирует кровь. Это также общий массаж тела от давления воды. У маленьких детей во время плавания развивается сенсорика, потому что они получают новые ощущения, и, как следствие, идёт умственное развитие. В целом же детское плавание – это хорошее подспорье в воспитании здорового, физически и умственно развитого ребёнка.

личный архив Ольги Стрельцовой

– Многие родители сами берутся за обучение детей плаванию, а некоторые даже пользуются методом «завёл на глубину и отпустил». Какие ошибки допускают родители, приучая ребёнка к воде?

– Обучать ребёнка плаванию агрессивными методами точно не имеет смысла. Это вызовет лишь огромные страхи и психологическую травму. Если повезёт, ребёнок с этой травмой справится, в противном случае у него разовьётся фобия. Родитель – первый человек, которому доверяет ребёнок, а тот берёт и бросает его в воду. Это предательство, которое ведёт к разрыву эмоциональной связи.

Но с грамотным подходом родители могут научить ребёнка плавать. В Советском Союзе было много литературы на эту тему, в том числе, по грудничковому плаванию, и она была рассчитана на широкий круг читателей. Там говорилось об обучении и в детской ванне, и на открытой воде. Во многих книгах написано, что первым и самым важным учителем для ребёнка является его родитель. Там даны очень простые упражнения, например, движения руками и ногами, отталкивание от дна, игры в мяч.

Самое главное, – не ставить цели научить, а сам процесс. Некоторые родители хотят быстрее научить ребёнка нырять, потом плыть. Но главное, чтобы ребёнок получал от занятий удовольствие. Пользу он получит в любом случае.

– Если заниматься с грудничком в домашней ванне, каких рекомендаций стоит придерживаться? Вообще, приемлемо ли это?

– Я бы, прежде всего, тщательно изучила вопрос задержки дыхания и пригласила инструктора, что часто сейчас и делают. Он приходит два-три раза и показывает родителям, как заниматься с ребёнком.

Заниматься таким образом можно до шестимесячного возраста, потому что ребёнок просто вырастает из ванны. Хотя есть литература, где говорится, что можно и до трёх лет. Сначала эти занятия будут включать в себя грудничковое плавание, задержку дыхания. Потом, когда дети встают на ноги, они начинают двигаться по дну, то есть преодолевать сопротивление воды. Эти же этапы дети проходят и в бассейне, там много подобных упражнений. Например, когда ребёнок стоит на дне и шагает по толще воды или ходит по дну на руках – это упражнение, которое подводит к тому, чтобы занять вытянутое положение пловца.

Тут ещё есть такой момент: родителям нужно подумать о своей спине, потому что приходится долго стоять над ванной в согнутом положении, и это тяжело. Тренерам, кстати, тоже приходится так стоять, потому что в детском бассейне мелко.

– Все тренеры используют одинаковые методики обучения плаванию или у каждого свои? Есть ли какие-то особенные техники, которые используете вы?

– У нас, к сожалению, нет стандартизированной программы, по которой бы работали все. Поэтому сейчас очень много информации, очень много методов – и в России, и за рубежом. Детское плавание стало модным, бассейны для малышей открываются с огромной скоростью. Родители могут применять те методики, какие сами захотят. Сейчас, слава богу, отходят от агрессивных методов работы и это радует.

Я работаю по уникальной британской методике Birthlight, основанные на поддержании активной эмоциональной связи между родителем и ребенком в водной среде, а так же поощрении свободного движения в воде, а не формальном обучении плаванию. Подходят для родителей с детьми от 3-х месяцев до 5-и лет. 

Подход Birthlight является мягким, и в тоже время эффективным. Особое внимание здесь уделяется созданию активной эмоциональной связи между родителем и ребенком, а так же поощрению свободного движения в воде, а не формальному обучению ребенка плаванию. Это достигается путем применения специальных техник движения и релаксации, овладение которыми и приводит к развитию непосредственно навыков уверенного плавания. Таким образом, через доверие, взаимоуважение, взаимопонимание между родителями и детьми, а так же веселье, малышам прививается любовь к воде, создается прочный фундамент для дальнейшего развития навыков плавания, дети начинают плавать тогда, когда готовы к этому физически и эмоционально. 

Раннее плавание Birthlight – это не просто обучение малыша, а совместное с ним плавание. Ведь как малыши, так и дети постарше, развиваются и достигают лучших результатов, если чувствуют себя уверенно, в безопасности и имеют близкий контакт со значимым для него взрослым. На наших занятиях мы заботимся о детях и родителях, поощряем их взаимодействие и близкий контакт, ведь именно это является важной составляющей для формирования привязанности и доверительных отношений, и как следствие развитию открытой, любознательной и предприимчивой личности, а в будущем дает возможность для своевременной сепарации. 

Плавание здесь – не сама цель, а естественно разворачивающийся процесс все более и более свободного движения в воде. Движения в воде позволяют наладить тот тип коммуникаций, который наиболее понятен малышу – общение с ребенком через телесный опыт. 

– Как всё-таки сориентироваться при выборе тренера?

– Самый первый вопрос, который следует задать тренеру: «как вы работаете?». Может быть, стоит прийти и посмотреть на занятие. Можно уточнить наличие своих детей, это, мне кажется, тоже важно. Естественно, узнать, какое у специалиста образование, какой опыт, хотя от этого не всегда зависит качество его работы. Есть молодые девчонки и парни, которые изучают новую информацию – её сейчас очень много, и за счёт критического мышления выбирают хорошую методику. В любом случае, при выборе тренера стоит прислушиваться к себе, к личным ощущениям.

личный архив О. Стрельцовой

– Что стоит учитывать при выборе бассейна для занятий грудных детей, дошкольников и школьников?

– В прошлом году я проводила опрос на эту тему, в нём участвовало порядка ста человек. Многие ответили, что очень важна чистота, которую видно невооружённым глазом. Это наличие уборок, требование справки и соблюдения правил, когда посетителей лишний раз заставляют мыться.

Можно спросить, какая используется система очистки воды. Многие применяют хлор, это годами проверенный метод, который, по сути, аналогов не имеет. Чтобы снизить концентрацию свободного хлора в воде, используют дополнительные методы. Но я бы задумалась, стоит ли ходить туда, где объявляют, что хлора нет, но есть супермодные методы обеззараживания, благодаря которым воду можно чуть ли ни пить прямо из бассейна.

Можно попросить также результаты анализов проб воды, узнать о тренерском составе. Довольно важно и то, чтобы плитка на полу была не скользкой. Ну и чисто бытовые удобства – большие удобные раздевалки, комната матери и ребёнка, где можно покормить малыша, место для приёма пищи.



Самое интересное – в наших официальных каналах: ВК, Telegram, Дзен

Оценить материал

Вернуться ко всем статьям

Комментарии 1
Подписаться на комментарии
Momma
Нам 5 месяцев))) Мы занимаемся с этим тренером, замечательный специалист, добрая, внимательная, детей очень любит, всем рекомендую!
Добавить комментарий
Читайте также