18+
4

Анестезиология: что изменилось за 177 лет

Сергей Астраков – о развитии и достижениях анестезиологии в мире, в России и Новосибирске

Анестезиология: что изменилось за 177 лет
Источник изображения: пресс-служба ГКБ №25

30 марта 1842 года американский врач Кроуфорд Лонг впервые дал пациенту перед операцией подышать эфиром, а в 1846 году в США состоялось испытание эфирного наркоза. В России первую операцию с применением эфирного наркоза провёл доктор медицины, хирург Фёдор Иноземцев 7 февраля 1847 года. Сегодня же без работы врача-анестезиолога не обходится ни одна операция.

О современной анестезиологии и особенностях подготовки врачей этой специальности рассказал Сергей Астраков, Заслуженный врач России, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой анестезиологии НГУ, заместитель директора института медицины и психологии В.Л. Зельмана НГУ по клинической работе, главный врач ГКБ №25.

пресс-служба ГКБ №25

– Сергей Викторович, что представляет собой анестезиология, и чем конкретно занимаются врачи-анестезиологи?

– На протяжении всей своей истории человечество искало способы борьбы с болью, методы спасения жизни у тяжелобольных или раненых. Хирургические методы лечения были крайне ограничены из-за невозможности надёжного обезболивания. Не существовало методов управления жизненными функциями организма. Летальность при целом ряде заболеваний и травм была невероятно высокой. Это полимиелит, инфекционно-воспалительные заболевания, повреждения с развитием травматического шока, кровотечения и многие другие. Примеров тому масса – от Ричарда Львиное Сердце и Александра Македонского до Пушкина, Фрунзе и Чехова.

Приблизительно к середине прошлого столетия бурное развитие науки и технологий сделало возможным рождение одной из важнейших отраслей клинической медицины – анестезиологии и реаниматологии. Сегодня это фундаментальная часть медицинской науки.

Задача анестезиологии – защита организма от операционной травмы и от экстремальных повреждающих факторов.

Методы анестезиологии – управление и замещение жизненно важных функций во время операции или в ходе интенсивной терапии. Это обезболивание, искусственное дыхание, искусственное кровообращение, искусственная кома, замещение функции печени и почек, управление метаболизмом.

Всем этим и занимаются врачи анестезиологи. Это одна из самых молодых медицинских специальностей. И, без сомнения, эта самая наукоёмкая, наиболее технологичная и, пожалуй, на сегодняшний день самая сложная профессия, стоящая на стыке многих наук и специальностей.

Сегодня в ведении анестезиологов не только больные, находящиеся на операционном столе, но и пациенты всех профилей, чье состояние стало угрожающим для жизни из-за прогрессирования заболевания или травмы. Поэтому анестезиологи занимаются лечением всех пациентов в критическом состоянии, независимо от профиля и диагноза.

Развитие анестезиологии сделало поистине безграничными возможности общей хирургии, кардио- и нейрохирургии, травматологии и ортопедии, трансплантологии и многих других специальностей.

пресс-служба ГКБ№25

– Насколько сложно получить специальность врача-анестезиолога?

– Проблема в том, что увеличение объёма знаний и темп развития науки и технологий имеют сегодня в медицине лавинообразный характер. Прежде всего это касается анестезиологии. Освоение текущего и нового материала требует не только огромного труда, но и значительного времени – значительной части жизни молодого человека.

Путь от начала обучения медицине до врача анестезиолога общего профиля достигает за рубежом 13 лет, путь до специализированной анестезиологии – до 15 лет.

Тем не менее, и этого стало недостаточно и готовятся новые программы, предусматривающие увеличение продолжительности обучения анестезиологов. В России в настоящее время эта временная дистанция составляет 8 лет. И также, в ближайшее время продолжительность подготовки будет увеличена как минимум на 3 года.

Анестезиолог должен иметь глубокую теоретическую подготовку, безупречные мануальные навыки и знание множества сложнейших медицинских приборов.

– Каково место российской анестезиологии в мире? Есть ли какие-либо существенные различия между отечественной и зарубежной анестезиологией?

– Советская медицинская школа всегда была традиционно сильна. Однако глобализация, которая затронула и медицину, стёрла границы между странами. Наука и образование, в отличие от политики, не могут иметь национальных или государственных границ. Знания могут и должны свободно перемещаться в интересах здоровья людей.

Больше не существует российской, африканской, американской или европейской анестезиологии. Это просто анестезиология. Анатомически и физиологически люди устроены одинаково во всем мире.  

Инфекции, заболевания внутренних органов и повреждения вследствие урбанизации и конфликтов одинаково протекают у жителей Лондона, Нью-Йорка, Иерусалима и Новосибирска. Это делает возможным выработку единых во всем мире подходов к терапии критических состояний и обезболиванию.

Сейчас очень важно обеспечить свободный обмен информацией и унификацию подготовки анестезиологов. И тогда исчезнут препятствия и для перемещения профессионалов и их опыта.

пресс-служба ГКБ №25

– Как с учётом этих факторов должна развиваться анестезиология и медицинское образование в целом?

– Мы хотели бы поделиться своим первым опытом. Многолетнее дружеское и профессиональное общение с анестезиологами разных стран привело нас к закономерному выводу. Международная интеграция не только возможна. Она необходима. И не только в анестезиологии.

Сегодня в НГУ мы создали зеркальную кафедру анестезиологии и реаниматологии совместно со старейшим и крупнейшим частным университетом США – университетом Южной Калифорнии (USC). Принцип зеркальности подразумевает одновременную работу партнёров над общей задачей и обмен информацией в режиме реального времени. Это залог ускоренного достижения результата.

Для студентов НГУ и врачей сегодня читают лекции по анестезиологии выдающиеся учёные из США и Великобритании. Следует отметить, что это взаимный процесс. Так, в конце февраля профессор нашей кафедры Владимир Владимирович Ломиворотов прочитал лекцию для резидентов и врачей университетской клиники Лос-Анджелеса. Сейчас нами совместно с медицинской школой Кека разрабатывается курс интерактивных лекций по анестезиологии. Они будут в свободном доступе для всех желающих. В марте мы начали курс акушерской анестезиологии, автором которого является заведующий кафедрой анестезиологии университета Южной Калифорнии профессор Холли Мур.

Вдохновителем этой программы является академик Зельман. Владимир Лазаревич – выпускник Новосибирского медицинского института, нашей общей Alma Mater. Ныне это выдающийся учёный и один из крупнейших анестезиологов мира. Его именем назван институт медицины и психологии НГУ. Чрезвычайно важно, что в этот проект с самого начала активно включились директор института медицины и психологии Андрей Георгиевич Покровский и ректор НГУ Михаил Петрович Федорук.

Значимость такого опыта оказалась настолько очевидной, что естественным развитием такого научно-образовательного содружества наших кафедр стало заключение договора о сотрудничестве между Институтом медицины и психологии НГУ академика Зельмана и медицинской школой Кека (USC). В его рамках уже начат взаимный обмен учёными, врачами и преподавателями Новосибирска и Лос-Анджелеса.

пресс-служба ГКБ№25

– Планируется ли дальнейшее развитие сотрудничества в этом направлении?

– В условиях поиска новых подходов к подготовке студентов и врачей наше сотрудничество с медицинской школой Кека и USC не осталось незамеченным в мире. К нашему проекту уже присоединился университет Бен Гуриона и всемирно известная медицинская школа имени Джойса и Ирвинга Голдмана (Израиль). В рамках такого сотрудничества уже состоялись профессиональные взаимные визиты между нашими университетами. Под руководством заведующего кафедрой анестезиологии университета Бен Гуриона, профессора Александра Злотника на базе нашей больницы ведётся совместная научная работа.

Таким образом заложено ядро международного дистанционного медицинского образовательного центра. В настоящее время рассматривается возможность включения в проект Католического университета Турина (Италия) и Калифорнийского государственного университета (UCLA), входящего в десятку лучших университетов мира.

Необходимо сказать, что интерес ведущих университетов мира именно к НГУ не случаен. НГУ находится в Академгородке, в уникальном окружении более чем тридцати ведущих научно-исследовательских институтов. Аналогов подобной концентрации медицины, прикладной и фундаментальной науки в мире нет.

Поэтому мы уверены, что анестезиология, использующая самые передовые достижения науки, станет ядром и двигателем этого проекта. Безусловно, и медицинская школа академика В.Л. Зельмана (Институт медицины и психологии НГУ) будет международным лидером медицинского образования.

Беседовала Елена Голутва



Самое интересное – в наших официальных каналах: ВК, Telegram, Дзен

Оценить материал

Вернуться ко всем статьям

Комментарии 1
Подписаться на комментарии
Феликс
Очень интересно. С одной стороны целая вереница громких названий университетов, имён учёных, от перспективы дух захватывает - Калифорния, Лондон и т.д. А с другой стороны  - больница №25 которую ругают на каждом шагу и в которую действительно лучше не попадать никому. Может сконцентрироваться на больнице, подтянуть её как-то хоть до новосибирского среднего уровня?  
Добавить комментарий
Читайте также