В Роспотребнадзор поступило множество обращений от потребителей, пострадавших от недобросовестных действий продавцов дорогостоящей косметики или косметологических услуг, предоставляемых в кредит. Эксперты рассказали, как не стать их жертвой.
Как правило, продавцы используют следующую схему. Сначала потребитель приглашается для получения бесплатной услуги – это может быть массаж, уход за волосами или лицом, демонстрация косметических средств и т.п. Причём, приглашение в косметический магазин или салон сопровождается настойчивой рекомендацией иметь при себе паспорт.
После прохождения услуги клиенту предлагается заключить договор на предоставление курса аналогичных услуг (либо приобретение косметики).
Стоимость оказания услуг или приобретения товаров может доходить до 200-300 тыс. руб., в связи с чем предлагается для оплаты заключить кредитный договор.
Пострадавшие указывали, что в качестве мотивации продавцы используют доводы медицинского характера – например, риск развития тех или иных заболеваний и состояний, необходимость данной услуги или товара по медицинским показаниям и т.д.
Для «убеждения» потенциальных клиентов сознательно используются различные отвлекающие внимание психологические способы воздействия: шумные, душные помещения, громкая или, напротив, успокаивающая музыка, использование ароматических средств и т.п.
Договор по таким сделкам обычно имеет сложную форму, тяжёлую для восприятия, включает обилие непонятных потребителю терминов. Часть важной информации располагается в приложениях либо в середине многостраничного документа, напечатанного мелким шрифтом.
Одновременно потребителя торопят с подписанием договора, предлагают подписать документы после устного описания их содержания.
Как правило, жертвами подобных схем становятся доверчивые люди, а также лица пожилого возраста. После общения с родственниками и внимательного ознакомления с условиями заключенных договоров (кредитного, купли- продажи, об оказании услуг) многие потребители хотят их расторгнуть. Однако при этом встречают категорический отказ со стороны продавца или исполнителя.
На практике расторгнуть договор, на что потребитель по закону имеет право, оказывается сложно, поскольку недобросовестные продавцы применяют ряд юридических уловок, затрудняющих этот процесс.
Однако в юридической практике уже есть положительные примеры судебной защиты граждан, оказавшихся в подобной ситуации.
Так, при участии специалистов территориального органа Роспотребнадзора по Новосибирской области были не только возвращены потребителю деньги за покупку дорогостоящей косметики, но и взыскана компенсация морального вреда и штраф в пользу потребителя.
Для того, чтобы не стать жертвой недобросовестных продавцов, специалисты ведомства рекомендуют:
1. До получения косметологической процедуры убедиться, что используемая для этого продукция не вызывает нежелательных кожных реакций и соответствует установленным законодательством требованиям.
2. Не торопиться с принятием решения о покупке косметических средств, оставив себе время для оценки потребности в использовании предлагаемых товаров и наличия финансовой возможности их оплаты, в том числе с учётом мнения членов семьи.
3. Не подписывать никакие документы, внимательно не прочитав и не поняв предварительно их содержание.
4. Понимать, что, подписывая кредитный договор (заявление на получение кредита, график погашения кредита и т.п.), потребитель связывает себя договорными обязательствами с банком. Это влечёт необходимость последующего погашения суммы кредита и уплаты процентов даже в том случае, если продавцу или исполнителю заявлено требование о расторжении договора и возврате денежных средств.
5. Помнить, что потребитель свободен в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается.
Роспотребнадзор напоминает, что согласно статье 32 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю лишь фактически понесённых им расходов, связанных с исполнением обязательств по соответствующему договору.