В последние годы наблюдается повышенный интерес к так называемым адаптогенам – веществам, действие которых направлено на сохранение и увеличение резервов здоровья. Многие адаптогены хорошо известны с древности – например, женьшень, однако эта группа активно пополняется за счёт новых исследований. Так, огромная работа была проделана учёными в отношении полипренолов. В чём особенность этих веществ?
Об этом рассказал Сергей Чудаков, генеральный директор Союза «Здоровье Здоровых», к.м.н., федеральный координатор профессионального сообщества практик превентивной медицины АСИ.
Целительная хвоя
Полипренолы – это органические вещества, источником которых служит хвоя. Современные технологии позволяют выделять и концентрировать отдельные фракции из свежего сырья и клеточного сока растений, получая эти ценные вещества.
При этом наука отстаёт от народной практики в отношении хвои, отметил Сергей Чудаков: «Это тема, известная с незапамятных времён. Почему хвойные растения называют вечнозелёными? Они вечнозелёные в немалой степени по причине очень высокого содержания полипренолов».
Люди давно заметили, что просто жевать хвою весьма полезно, поэтому охотники, рыболовы, собиратели ягод этот способ активно используют, прежде всего, для укрепления для дёсен. Для положительного эффекта на уровне организма этого недостаточно, поскольку невозможно съесть количество хвои, необходимое для получения действующей концентрации.
Всплеск интереса к полипренолам со стороны учёных появился в конце 90-х – начале 2000-х годов, в результате эти вещества были хорошо изучены как фармацевтическая субстанция, подчеркнул эксперт.
Началось с долихолов
Почему полипренолы попали в поле зрения учёных? Как пояснил Сергей Чудаков, основой стало изучение другой группы соединений – долихолов, это молекулярные инструменты формирования клеточных мембран.
«Мембрана – сложное соединение, высокоинтеллектуальное, это «мозг клетки». Интеллектуальная вся деятельность сосредоточена как раз в мембране. Мембрана решает, что пропустить внутрь, что выдать наружу, закрыться от внешнего мира либо, наоборот, «распахнуть ворота» – настоящий биокомпьютер», – объяснил эксперт.
И немаловажную роль в работе этого «биокомпьютера» играют белки, интегрированные в мембрану. Однако организм «работает» не с чистым белком в мембранах, а с гликопротеидами. Для их получения белки сначала гликируются ферментативным путём. В результате процесса, который называется долихолфосфатный цикл, происходит соединение белков и углеводов, так образуются гликопротеиды. Именно они формируют элементы, которые «решают задачи» мембраны.
«А задач у мембраны очень много, но одна из важнейших – это рецепторная, то есть возможность распознавать своё – чужое. Это первое, и это очень актуально для клеток крови, особенно для макрофагов и других видов «охотников» за бактериями, вирусами и грибами, потому что с помощью гликопротеидов формируются рецепторы распознавания», – рассказал Сергей Чудаков.
Второй очень важный момент, по его словам, – это рецепторы управления, потому что все клетки между собой «общаются» с помощью химических молекул, которые, присоединяясь к рецепторам, вызывают определённые виды ответа.
«Например, организму нужно выделить определённый гормон. Посылается «мессенджер» в виде химического соединения, которое «садится» на рецептор, и клетка эндокринной железы выделит гормон, и так далее», – привёл пример эксперт.
Без гликопротеидов эта модель коммуникации физически невозможна. Таким образом, долихолы, необходимые для их образования, выполняют в организме глобальную роль.
Полипренолы: в чём их значение?
Полипренолы же, в свою очередь, являются предшественниками долихолов, то есть «предшественниками главного инструмента, обеспечивающего синтез гликопротеидов» – функциональных молекул, которые работают на уровне мембран. Отсюда и роль: полипренолы – это «поставщики» долихолов.
«К сожалению, молекулы долихолов достаточно быстро деградируют, поэтому организм лишается самого инструмента формирования гликопротеидов. И вот для того, чтобы восполнять этот дефицит, и предназначены полипренолы. Они достаточно быстро восстанавливают долихолы в организме, запускают их в работу, потому что являются их структурными предшественниками: то есть организму очень немного нужно усилий, чтобы из полипренолов получить функционирующие долихолы», – пояснил Сергей Чудаков.
Важно, что с возрастом (после 40 лет) этот механизм страдает всё больше, подчеркнул он. Можно сказать, что нарушение производства долихолов является маркёром старения. В связи с этим, источники полипренолов можно рассматривать, как компонент пищи и включать в свой рацион.
«Особенно показана поддержка полипренолами перед каким-то ответственным мероприятием, которое потребует повышенного расхода энергии, напряжения адаптационных механизмов, потому что полипренолы по праву начинают занимать место в ряду адаптогенов за счёт своих многочисленных свойств, которые реализуются через гликопротеиды», – отметил эксперт.
Двойной эффект
Синергистами для полипренолов являются биофлавоноиды, к которым относится более 5000 соединений, одно из самых известных – рутин, получаемый из растения рута. В последние годы активно изучались биофлавоноиды кверцетин и дигидрокверцетин – это биофлавоноид природного происхождения, который выделяют из коры древесины лиственницы.
«Сочетание этих двух классов соединений – полипренолов и биофлавоноидов – даёт синергетический эффект, потому что они оба направлены примерно на одни и те же мишени, просто по разному механизму», – пояснил Сергей Чудаков. Так, долихолы – через долихолфосфатный цикл, специальную клеточную биотехнологию, биофлавоноиды действуют, как антиоксиданты. Прежде всего, важно их положительное воздействие в отношении сосудистого русла, можно сказать, что это «сосудистые протекторы», «сосудистые защитники», подчеркнул эксперт. Один из основных повреждающих факторов для сосудов – это действие свободных радикалов. Особенно их разрушительное действие заметно при повышенной нагрузке на организм.
На самочувствии это может отражаться состоянием, которое можно описать «встал и сразу устал». Допустим, если накануне была важная задача – физическая или интеллектуальная, а утром на работу или учёбу идти «нет сил», то это может говорить о том, что упала выработка энергии в митохондриях.
Следовательно, когда потребность в энергии высокая, а ресурсов недостаточно, то как раз антиоксиданты играют важнейшую роль, потому что при синтезе энергии в митохондриях естественным образом образуются свободные радикалы – это как бы «побочный продукт», поэтому каждая митохондрия должна «купаться в антиоксидантах», считает Сергей Чудаков.
И такие соединения с антиоксидантной активностью, как витамины С, Е, каротиноиды и биофлавоноиды являются способом защитить митохондрии от разрушения, то есть предотвратить падение энергетического потенциала клетки.
В одном из новых клинических исследований (2024 г.) как раз были изучены эффекты сочетания полипренолов и биофлавоноида дигидрокверцетина (не менее 8 мг – 80% от АУП и не менее 12,5 мг – 50% от АУП, соответственно) в комплексной терапии и реабилитации пациентов с перенесённым острым инфарктом миокарда. В исследования приняли участие 80 пациентов, срок проведения исследования — 3 месяца. В результате была доказана эффективность в отношении функции эндотелия, маркеров оксидативного стресса, оксигенации крови, липидного профиля, а также улучшения качества жизни.